Большая Тёрка / Мысли /
Дата рождения: 04.07.1980
Пол: Мужской
ICQ: 569-735-522
- Вы говорите, что мы должны отбросить внутренние голоса наших родителей, учителей и общества, которые звучат внутри нас. Но теперь у меня иногда создается такое ощущение, что ваши слова становятся чем‑то подобным во мне. Как я могу справиться с этим?
- Ты должен убить меня так же. Вот, что имеют в виду дзэнские мастера, когда говорят: «Если вы столкнетесь с Буддой, вы должны убить его немедленно. Это не неуважение к Будде, но выражение большой любви к нему и уважения. Это огромное почтение.
Ошо.
Если он приходит, мы говорим: «Добро пожаловать». Если он уходит, мы не пытаемся его вернуть.
Эта простая мудрость позволяет коренным образом изменить нашу жизнь.
Если следовать ей в отношениях с близкими людьми, то жизнь на земле превратится в райское блаженство вне зависимости от того, кто и когда приходит к нам или уходит. Мы не вцепляемся мертвой хваткой в других людей, не объявляем их своей собственностью. Мы отдаем себе отчет в том, откуда появился тот или иной человек в нашей жизни, и можем предположить, куда он направится дальше, расставшись с нами.
Каждого оказавшегося на нашем пути человека мы встречаем не упреками, не требованиями и не сожалениями по поводу несбывшихся надежд. Напротив, мы прекрасно понимаем, что каждая встреча, каждый человек, оказавшийся на какое‑то время рядом с нами, — бесценный дар судьбы. Когда же этот человек уходит, мы понимаем, что настала пора прощаться, с достоинством расстаемся с ним и не пытаемся его вернуть — не бежим за ним вслед, не предъявляем обвинений или претензий. Когда люди, находящиеся рядом с нами, понимают, с каким уважением мы относимся к ним и к их жизненному пространству, они и сами начинают относиться к нам с большим доверием, перестают волноваться относительно своей независимости, и на этой благодатной почве уже можно возделывать столь драгоценную и редко встречающуюся культуру, как любовь.
Бренда Шошанна «Дзен и искусство успеха в любви»
-- Основное различие между Оператором и Вещью заключается в строении и
способности разума. В мозге Оператора находятся особые клетки, называемые
зубцами. Это врожденное свойство. С помощью этих клеток Оператор может на
расстоянии проникать в ум любой Вещи, прослушивать его и быть в курсе всего,
что в нем происходит. Более того, Оператор может подсказывать Вещи ту или
иную мысль, чтобы побудить ее к определенному действию. Разница здесь не
столько в качестве мышления, сколько в его возможностях. Среди Операторов,
точно так же, как и среди Вещей, встречаются и дураки, и умные. Но благодаря
особенности, о которой я только что говорил, Операторы могут управлять
Вещами.
Информация меня ошеломила. Интересно, почему же Вещи никогда ничего не
замечали?
— Среди Вещей есть несколько специалистов, ведущих исследования в этом
направлении, — произнес Ники. — Даже если они и установят, что Вещами
управляют Операторы, вряд ли это что‑либо изменит. Вещи слишком
самодовольны, чтобы в это поверить.
Барбара О'Брайен «Необыкновенное путешествие в безумие и обратно»
Чем сложнее система, тем меньше надежды на то, что путем выборочного тестирования удастся выявить все потенциальные проблемы.
Но во всем этом есть, разумеется, и положительная сторона. Если система может отказать при самых обычных внешних обстоятельствах, она способна столь же легко измениться в желательном для вас направлении. Стоит правильно определить ее ключевые связи, и изменение может произойти поразительно легко. Для этого нужны не героические усилия, а знание того, где находится оптимальная точка приложения рычага. Именно на нее необходимо воздей¬ствовать, чтобы с наименьшим усилием получить значительный результат. В этом и проявляется принцип рычага.
Как вы можете применить эту идею на практике? Вместо того чтобы терять силы, штурмуя систему, что может истощить и вас, и ее, задайте ключевой системный вопрос: что препятствует изменениям?
Приглядитесь к связям, которые не дают сдвинуть тот узел, который вы хотели бы переместить. Обрубите их или ослабьте, и все изменится само собой. Это главный принцип системного мышления.
Д. О’Коннор, И. Макдермотт «Искусство системного мышления»
У меня нет намерения проводить параллели между буддизмом и христианством или разбирать многочисленные различия между ними, я только хочу кратко суммировать все вышесказанное. Итак, буддизм есть религия просветления, в которой интеллект и чувства соединяются в гармонии, чтобы человек мог осуществить блаженное состояние нирваны.
Благодаря рассудку буддист осознает, что не существует никакой души, которая могла бы робко прятаться в пыльных закоулках сознания, что вселенная — это имманентной выражение Абсолютного, из которого мы все выходим и в которое уходим, и что в тот момент, когда мы осознаем в негативном смысле нереальность эго, в позитивном смысле мы постигаем истину вселенского единства всех живых существ в одном Теле Пробуждения. Поскольку все это достигается через рассудок, мы приходим к пониманию и ощущению во всех объектах религиозного поклонения той высшей действительности, в которой мы живем, движемся, существуем, а также и того, что наше бытие — не только сознание, но и любовь, которая придает высший смысл единству и тождественности всего сущего.
По этой причине цель жизни буддиста — не воскрешение из мертвых, не обретение бессмертия для такого мифического предмета, как душа. Он не будет откладывать свои сокровища на черный день, ждать небесной награды, какой бы богатой та ни была; он не будет искать утешения и покоя души, обращаясь к какой бы то ни было исторической личности. Он приложит все усилия, чтобы осуществить славу Божью, существовавшую прежде всего сущего, в том мире, в котором живет и который проявляется только в следовании Богу, в исполнении его воли, — то есть воплощая в жизни (как в мышлении, так и в личном поведении) учение о «не‑я», основу любви и милосердия.
Преп. Соэн Сяку «Утверждения и отрицания»
Однажды вечером кто‑то сказал мне: «Но зачем пытаться жить в настоящем? Ведь мы всегда и всецело пребываем в настоящем, даже когда думаем о прошлом или о будущем». Это вполне самоочевидное замечание вдруг вызвало во мне внезапное ощущение невесомости. В то же время настоящее как бы сделалось своего рода движущимся покоем, вечным потоком, из которого не мог ускользнуть ни я, ни что‑либо другое. Я понял, что любая вещь, причем именно в своем сиюминутном виде, есть ЭТО — то есть полное выражение жизни и Вселенной.
Всякая вещь, всякое событие, всякое переживание в их неизбежной сиюминутности и во всей своей неповторимой индивидуальности были в точности тем, чем они должны быть, и были настолько, что достигали божественной власти и оригинальности. Я осознал с полной ясностью, что от моей точки зрения здесь ничего не зависит: вещи существовали таким образом независимо от того, понимал я это или нет, и даже если я не понимал, ЭТО все равно существовало.
Алан Уотс
Она была девою редкостной красоты и столь же прелестна, сколь исполнена веселья. И недобрым был тот час, когда увидела она и полюбила художника и стала его женою. Он, пылкий, неутомимый и суровый, уже обвенчан был со своим Искусством; она – дева редкостной красоты, столь же прелестная, сколь исполненная веселья, вся – лучезарность и улыбка, резвая, как молодая лань; ко всему на свете питала она любовь и нежность, и ненавистна ей была лишь ее соперница – Живопись, ужасали ее лишь палитра и кисти и иные злосчастные орудия, ради которых ее покидал возлюбленный.
Ужасно ей было слышать, как художник заговорил о своем желании написать портрет даже с нее, молодой жены своей. Но она смиренно покорилась и многие недели кротко сидела в высокой башне, в темной комнате, где лишь с потолка сочился дневной свет, в лучах которого белел натянутый холст. Но он, художник, упивался своей работой, что длилось час за часом, день за днем. Пылкий, безрассудный, с переменчивым нравом, он порою впадал в угрюмость или забывался, уносясь мыслью бог весть куда; он не желал видеть, что в призрачном свете, едва проникавшем в одинокую башню, блекнет цветущий румянец и тускнеет еще недавно искрившийся весельем взор его молодой жены, которая таяла на глазах у всех, незаметно для него лишь одного. Она же улыбалась, она все улыбалась и не молвила ни слова жалобы, ибо видела, что прославленный художник в труде своем черпает жгучую, всесожигающую радость и работает день и ночь не покладая рук, дабы запечатлеть на холсте ее, которая так его любила, но день ото дня становилась все слабее и печальнее. И в самом деле, те, кто видел портрет, почти с трепетом, как о чуде, говорили о сходстве необычайном; конечно же, создать подобное помог художнику не только его талант, но и великая любовь к той, кого изобразил он так верно и так прекрасно. Но позднее, когда работа уже близилась к концу, в башню никого более не допускали; ибо художник столь пылко и самозабвенно предавался своей работе, что почти уже не отрывал глаз от холста даже затем, чтобы взглянуть в лицо жены. И он не желал видеть, что краски, которые наносил он на холст, он отнимал у той, которая сидела перед ним и становилась час от часу бледней и прозрачнее. Минули многие недели, и когда оставалось лишь наложить последний мазок на уста и в последний раз едва тронуть кистью очи, снова встрепенулся дух прекрасной дамы, точно огонек угасающего светильника. И тогда наложен был мазок, и кончик кисти едва коснулся очей на холсте; и на миг художник застыл в восхищении пред тем, что он создал; но в следующее мгновенье, все еще не сводя глаз с портрета, он затрепетал и весь побелел, вскричал, объятый ужасом: «Да ведь это сама жизнь!» – и поспешно оборотился к любимой.
Она была мертва!
И тогда художник промолвил еще:
– Но разве это – смерть?
Эдгар А. По «В смерти – жизнь»
Человек без необходимости создает проблемы. Я хочу, чтобы вы поняли, что в жизни нет никаких проблем, кроме тех, которые вы создаете. Просто попытайся увидеть: всё, что, как ты чувствуешь, хорошо для тебя, хорошо. Тогда иди в это полностью. Даже если весь мир против этого, это неважно.
Когда есть замешательство, может быть и уверенность; когда замешательство исчезает, исчезает и уверенность. Ты просто ясен — ни в замешательстве, ни в уверенности… просто ясность, прозрачность. И в этой прозрачности есть красота, эта прозрачность благословенна; она изысканна.
Это самый красивый момент в человеческой жизни — когда нет ни замешательства, ни уверенности. Человек просто есть; зеркало, отражающее то‑что‑есть, без направления, никуда не идущее, без всякой идеи о том, чтобы что‑то делать, без будущего… просто всецело в моменте, безмерно в моменте.
Когда ума нет, не может быть и будущего, не может быть никакой программы на будущее. Тогда этот миг — всё, что есть, всё и вся. Этот миг — всё твоё существование. Всё существование начинает сходиться в одной точке в этом мгновении, и это мгновение становится безмерно важным. В нем есть глубина, в нем есть высота; в нем есть тайна, и в нем есть интенсивность. В нем есть огонь, и оно ближе, чем кожа. Оно охватывает тебя, овладевает тобой и трансформирует.
Ошо.
Я умирал. В последний миг
вверху, над сердцем, прозвучало:
«Ты не готов. Ты черновик. Все вычеркнуть. Начать сначала».
Проснулся в холоде. Река.
(Та самая). И ночь. И лодка.
И чей‑то зов издалека.
И неба жаждущая глотка…
Я вспомнил все. И я не смел
пошевелиться.
Я не успел. Я не сумел
осуществиться.
Я целый мир в себе носил,
Я жить пытался,
Но благодати не вкусил,
Не догадался.
Был замысел. Была гора. Была попытка.
Шумели ливни и ветра. Ползла улитка.
Гром аплодировал богам. И смерти жерло,
сопровождая ураган, искало жертву...
Я не сумел. Я не достиг. Я отработан.
А мой убийца, беловик, смотрите, вот он:
Я умирал. В последний миг вверху
Его лепила та же боль, но отличала
способность снова стать собой, начать с начала.
В. Леви
«Приводим из неопубликованного дневника Туровской-Михайловой вопросы дочери ее Эльзы в возрасте от 4 лет 2 мес до 5 лет 9 мес.
4 года 3 мес: Когда человек умирает, то остается одно тело и больше ничего?
4 года 10 мес: Мама, когда Пушкин начал писать стихи? – Почему это тебя интересует? – Да потому, что я хочу быть поэтом, так мне нужно знать, когда начинать. Что такое солнце и звезды? Из чего они сделаны, из земли?
4 года 11 мес: А деревья тоже болеют или нет? А можно измерить, какой высоты небо? А как это – бесконечно? – Без конца – Расскажи, как это. Как это – нет конца? Эльза спрашивает, откуда взялось озеро? – Я ей объясняю – А откуда взялась вода? Откуда взялась первая вода?
5 лет: Откуда взялась земля, первая земля? Откуда все взялось? Тебя выродила бабушка, а бабушку ее мама, а кто первый выродил? Пушкин долго думал свои стихи?
5 лет 2 мес: А что больше, солнце или звезды? А что красивее, грустное или веселое? Лежит в постели и говорит: "Если я день прожила, то к смерти уже ближе на один день".
5 лет 3 мес: А как сосчитать листья на дереве? А сколько капель воды в дожде? Как человек ходит и говорит? Я этого не понимаю и не могу понять, как человек сделан вообще. Как кукла говорит "мама", "папа", это понятно, у нее аппарат такой есть. А у человека тоже аппарат?
5 лет 4 мес: Если Земля вертится, то мы можем быть завтра на том месте, где Кавказ, или нет? А как солнце, – оно тоже вертится? А звезды? Какие они? Что больше вертится, мы или Солнце? А звезды умирают или живут всегда? – Я вяжу салфетку. Эльза спрашивает: "Может ли человек до своей смерти вывязать кусок отсюда до Ленинграда?"
5 лет 5 мес: Я читала Эльзе некоторые места из Мюнхаузена. Эльза спрашивает меня: "А почему Мюнхаузен так врал? Что у него, мать или отец врали? Ведь так просто не начал же он врать, так кто же у него врал?"
5 лет 6 мес: А все-таки я хочу добиться, как произошел мир. Ведь раньше была бесконечность и не было ни кустика, ни земли и ничего. А как же потом все это стало? Нет, я должна добиться, как все это стало.
Маленькая Наташа Ш. (4 года 3 мес) гуляет с матерью по набережной Невы. Пробегает собака. Наташа: "Мама, а все собаки – собаки?" – "Все". – "И большие и маленькие?" – "Да, все". – "Мамочка, как это интересно, что все собаки – собаки; тебе интересно, да?" – "Очень интересно". – "Мама, а ты человек?" – "Человек". – "А я?" – "И ты человек". Задумывается. Затем: "Мама, а если собаку постричь, сзади валенки надеть, а впереди перчатки... нет, нет, она – не человек".»
Цит. по: С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»