Именно это переживает Джим Керри в "Шоу Трумана": он понимает, что есть кто-то внутри него к р о м е "Трумана" и его проблем. В буквальном смысле он видит, как обстоят дела на самом деле: его жизнь - это не только "Шоу Трумана".
Если же оставить в покое Джима Керри и взять, скажем, холодильник, то медитирующий холодильник обнаруживает, что он - не все эти продукты, которые то появляются, то исчезают, причиняя ему бесконечную тревогу и беспокойство (холодильник привязался к йогурту, а хозяин его разлюбил и перестал покупать), а пространство, внутри которого все это происходит.
"Я пространство, нечто неуязвимое и целостное, а не все эти баночки, которые то есть, то нет. Вау! Чего же я сходил с ума из-за этого йогурта?" - говорит этот воображаемый холодильник и больше не сомневается в пользе медитации, потому что ему теперь стало намного лучше.
Мучительная идентификация с потоком мыслей уходит, и непостоянство и противоречивость наших желаний и ощущений осознается как нечто естественное и неизбежное, нечто родственное постоянной смене картин на небе. Подобно уму, небо нервничает, радуется, приходит в ярость, успокаивается, обижается, играет.
Двадцать четыре часа в сутки небо отражает все, что происходит у меня в уме на самом фантастическом экране в природе. Там все всегда меняется!
Или вот еще один безмолвный гуру: чудесная миниатюра Кати Андреас, в которой с научной точностью и убедительностью запечатлен момент смены настроений у нас в голове. Красное пятно тревоги вытясняется безмятежностью. Ведь как таковых проблем нет, есть только образы и мысли в голове, картины на холсте сознания. Мы страдаем, не замечая под красками чистого, переполненного покоем холста, не замечая себя!
Первые люди сходили с ума от вспышки молнии или вида грозовых туч. Ревность, зависть, неприязнь, тоска, одиночество, все это просто неизбежная смена состояний ума, обусловленная разными "климатическими" условиями жизненных ситуаций. Игра нейронов, которую мы из-за неведения принимаем за собственные чувства, решения, пороки. Но когда и как Гарри Поттер выбрал путь добра, а Пожиратели Смерти решили наводить на людей ужас вместо того, чтобы высаживать тюльпаны? Я такой сцены там не видел. Хотя, конечно, наша вера в обладание тем, что мы называем "характером" или "талантом" удивительно трогательна: вот на пакете написано, что молоку "есть чем похвастаться и в области борьбы с нашими стрессами".
Захватывающие парадоксы. Какой странный и роскошный дар. Вся эта жизнь, этот близкий и одновременно далекий, как Марс, мозг внутри меня (неслучайно на нем с рождения шлем черепа, непознанный ум - это авиатор, гонщик, американский футболист).
Молодой тибетский мастер медитации и веселый, интересный человек Йонге Мингьюр Ринпоче написал фантастически ясную, энергичную и остроумную книгу о буддизме, методе естественного существования человека, который ошибочно принимают за религию, под названием "Будда, мозг и нейрофизиология счастья".
Буддизм - это приглашение познакомиться с собственным умом и его невероятным потенциалом, обосноваться в собственном доме и найти там все, что необходимо для полнокровного и увлекательного существования вместо того, чтобы провести всю жизнь в дешевых мотелях бесконечных ожиданий, хрупких планов и изнурительных конфликтов.
Последнее время я желаю себе и всем только одного: спокойного ума.
Meet your mind! It's fun.
ДАР НЕЙРОННОЙ ПЛАСТИЧНОСТИ
Фрагмент книги Йонге Мингьюр Ринпоче
Опытный буддист не считает буддизм религией. Он воспринимает его как своего рода науку, метод исследования собственного опыта с помощью техник, которые позволяют беспристрастно изучать свои действия и реакции, чтобы осознавать: «Ага, так вот как работает мой ум. Вот что мне нужно делать для того, чтобы испытывать счастье. А вот чего мне следует избегать, чтобы не испытывать страдание».
В своей основе буддизм очень практичен. Он учит тому, как обрести спокойствие, счастье и уверенность, избегая тревог, безысходности и страха. Сущность буддийской практики связана не столько со стремлением изменить свои мысли или поведение, чтобы стать лучше, сколько с осознанием того, что вы — хороший, цельный и совершенный человек, какими бы вам ни казались обстоятельства, определяющие вашу жизнь. Она направлена на осознание врождённого потенциала вашего ума. Другими словами, буддизм имеет своей целью не столько достижение благополучия, сколько осознание того, что вы в этот самый момент уже являетесь таким цельным, совершенным и, в сущности, благополучным человеком, в которого вы только могли мечтать однажды превратиться.
В это трудно поверить, не так ли?
Что ж, я тоже долгое время не верил.
Если мы всего лишь хотим быть счастливыми, то зачем нам нужно разбираться в строении мозга? Разве мы не можем просто думать о счастье и воображать, что наши тела наполнены белым светом, или покрыть стены изображениями цветов, зайчиков и радуг и ограничиться этим? Ну... может быть.
К сожалению, когда мы пытаемся исследовать ум, одним из основных препятствий, с которыми мы сталкиваемся, оказывается закоренелая и зачастую бессознательная убеждённость в том, что «мы родились такими, какие мы есть, и, что бы мы ни делали, это уже не изменить». Я испытывал такое же пессимистическое чувство безысходной тщетности в своём детстве и многократно видел его отражения в своей работе с людьми по всему миру. Идея о том, что мы не можем изменить свой ум, даже не выходящая на поверхность сознательного мышления, препятствует любым попыткам подобного изменения и трансформации.
Говоря самым простым «человеческим» языком, большая часть мозговой деятельности, судя по всему, связана с особым классом клеток, называемых нейронами. Нейроны — очень общительные клетки, они любят болтать. В каком-то смысле они похожи на озорных школьников, которые постоянно шепчутся и передают друг другу записки, с той лишь разницей, что тайные разговоры между нейронами касаются главным образом ощущений, движений, решения проблем, формирования памяти и порождения мыслей и эмоций.
По своему виду эти болтливые клетки очень похожи на деревья, так как состоят из ствола, именуемого аксоном, и ветвей, которые они вытягивают по направлению друг к другу, чтобы обмениваться сообщениями как с соседями-нейронами, так и с другими нервными клетками, находящимися в мышцах, кожных покровах, жизненно важных органах и органах чувств. Сообщения передаются через микроскопические промежутки между ближайшими ветвями, которые называются синапсами. В действительности сообщения передаются через эти промежутки в форме химических веществ — нейромедиаторов, создающих электрические сигналы, которые можно измерить с помощью электроэнцефалографа. В наши дни некоторые из этих нейромедиаторов хорошо известны — например, серотонин, который играет важную роль при депрессивных состояниях; дофамин, химическое вещество, связанное с ощущением удовольствия; эпинефрин, более известный как адреналин, который часто выделяется в ответ на стресс, тревогу и страх, но также важен для внимательности и бдительности. На научном языке передача единичного электрохимического сигнала от одного нейрона к другому называется потенциалом действия, что для меня звучит также странно, как слово пустотность, наверное, звучит для людей, которые никогда не изучали буддизм.
Понимание активности нейронов не имело бы слишком большого значения для вопросов страдания или счастья, если бы не две важные детали. Когда нейроны контактируют друг с другом, между ними образуется связь, очень похожая на давнюю дружбу. У них вырабатывается привычка передавать туда и обратно одни и те же типы сообщений, подобно тому, как старые друзья склонны подкреплять суждения друг друга о людях, событиях и переживаниях. Эти связи становятся биологической основой для многих так называемых привычек ума — своего рода «условных рефлексов», которые у нас вырабатываются по отношению к определённым видам людей, мест и предметов.
Можно привести очень простой пример: если бы меня в очень раннем детстве напугала собака, то в моём мозге сформировался бы набор нейронных связей, соответствующий физическому ощущению страха, с одной стороны, и идее «собаки — ужасные» — с другой. При моей следующей встрече с собакой нейроны из того же самого набора начинали бы снова болтать друг с другом, напоминая мне, что «собаки — ужасные». И каждый раз эта болтовня становилась бы всё громче и убедительнее, пока не стала настолько укоренившейся привычкой, что мне достаточно лишь подумать о собаках, чтобы моё сердце начинало колотиться и я покрывался потом.
Но представьте себе, что однажды я посетил друга, у которого есть собака. Вначале я мог испугаться, услышав, как она залаяла на мой стук в дверь, и увидев, как она кинулась меня обнюхивать. Но через какое-то время собака бы ко мне привыкла, уселась у моих ног или у меня на коленях, а может быть, даже начала бы меня лизать так радостно и ласково, что мне практически пришлось бы её отталкивать.
В мозге собаки происходит следующее: набор нейронных связей, ассоциирующихся с моим запахом и со всеми ощущениями, которые подсказывают ей, что хозяин меня любит, создаёт модель, эквивалентную мысли: «Ага, это отличный человек!» Тем временем в моём собственном мозге начинает перекличку новый набор нейронных связей, ассоциирующихся с приятными физическими ощущениями, и я начинаю думать: «Ага, собаки могут быть хорошими!» И каждый раз, когда я буду посещать своего друга, новая модель будет укрепляться, а старая ослабевать до тех пор, пока я в конце концов вообще не перестану бояться собак.
На языке неврологии эта способность замещать старые нейронные связи новыми называется «нейронной пластичностью». По-тибетски такая способность именуется ле су рун ва, что можно примерно перевести как «гибкость» или «податливость». Вы можете использовать любой из этих терминов на вечеринке и будете выглядеть очень умными. Смысл тут состоит в том, что на клеточном уровне повторяющийся опыт может изменять схему работы мозга. Вот какое почему стоит за тем, как буддийские учения устраняют привычки ума, ведущие к переживанию страданий.
http://ruminov-live.livejournal.com/142393.html