Тема подземного строительства всегда была интересна для меня, но если на метротоннели и их строительство я уже насмотрелся, то в строящемся ж\д тоннеле я только второй раз, а саму проходку увидел впервые.
Хотя ж\д тоннели не имеют за собой никаких секретов, в горе, где проложен тоннель, вряд ли будут строить секретный бункер или узел связи (хотя, везде есть свои исключения ;) ), всё равно они выглядят эпично и даже в чём-то интересней, чем метро. Дело в том, что диаметр ж\д тоннеля 9,5 метров, вместо 5.5 метрополитеновских, поэтому и строительство их тоже выглядит масштабнее.
2. Въезд в тоннель
![title alt](http://img-fotki.yandex.ru/get/4119/30121490.3a/0_74834_81704d7e_orig)
Манский железнодорожный тоннель распологается на участке Абакан-Тайшет Красноярской железной дороги. Новый строящийся Манский тоннель строится параллельно старому, на расстоянии 59 метров. Вторая нитка тоннеля была запроектирована в рамках перевода линии на двухпутное движение. По окончанию строительства планируется реконструкция старой нитки Манского тоннеля.
3. Внутри у тоннелепроходческого комплекса. Комплекс имеет длину около 100 метров
![title alt](http://img-fotki.yandex.ru/get/6611/30121490.3a/0_74835_1e0dd747_orig)
Строительство ведётся силами ОАО «Бамтоннельстрой». Тоннель будет иметь длинну 2 460 м и диаметр 9.5 м. Помимо основного тоннеля, уже пройдена штольня, имеющая диаметр 3.56м - технический тоннель для обслуживания и эвакуации людей из основного в случае ЧС.
4. Укладка тюбингов
![title alt](http://img-fotki.yandex.ru/get/3711/30121490.3a/0_74836_4c568593_orig)
В среднем в день строится, или если правильней сказать проходят, около 20 метров. Твердость горных пород доходит до f=19, что порой затрудняет проходку.
5.![title alt](http://img-fotki.yandex.ru/get/4118/30121490.3b/0_7484b_a490477c_orig)
Хорошим дополнением к Манскому тоннелю было посещение Крольского, который расположен на этом же участке железной дороги и который уже достроен.
Я когда-то писал уже про этот тоннель, на тот момент он ещё строился. Крольский тоннель пока что является уникальным для России. Уникальность его в том, что построен он без использования ниш, в которых по замыслу должны прятаться рабочие от проходящего поезда. Вместо ниш на протяжении всего тоннеля проложен служебный мостик, что намного удобнее.
14. Порталы в старый и новый Крольский
15. Старый Крольский тоннель
16. Внутри. Тоннель по плану вскоре должны будут реконструировать
17. Портал старого тоннеля
18. А это новый Крольский и тот самый мостик слева
19. Протяженность тоннеля 2253 м
20. В этом тоннеле даже приятно находиться. Мы ждали около полутора часов, пока пройдет какой-нибудь поезд, чтобы заснять его в тоннеле, но не вышло, поезд не пришел, а нам нужно было ехать обратно в Красноярск.
21. Сбойка, ведущая к штольне. Она же - эвакуационный выход из тоннеля.
22. Заходим в сбойку
23. Штольня
![title alt](http://img-fotki.yandex.ru/get/6611/30121490.3b/0_74849_2a43d5fc_orig)
На этом всё, спасибо за внимание.