Тёрка в тагах


Друзья

Его(15) Общие(0) Хотят дружить(0)


  • but1k

  • DeDMaxopka

  • DiamonD-126

  • GreenStyle

  • katehon

  • MaN1MaN

Ещё →

Враги

Его(60) Общие(0) Обиженные(13)


  • 20176

  • 39644

  • 70470

  • 97204

  • Alekceu

  • Aliens13

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Savenko /


Savenko

Первая фундаментальная мотивация: занимать жизнь как пространство

психология

Самое важное событие – родиться на этот свет. Вообще быть здесь. Это – начало всего.

читать далее

Поэтому Быть-здесь вначале означает совсем скромное: "Я есть!" – Давайте же на минуту остановимся. Сколько всего с этим связано, какое чудо! "Я есть! При любых жизненных обстоятельствах — я есть!" Это — онтологическая основа нашей жизни, начало всей правды в жизни. Её следует познать, мы должны её почувствовать. Это основа бытия — переживание, что я рождён в мир, который идёт мне навстречу, который мне противостоит и раскрывает для меня свое пространство. Это переживание дает мне почву и основание. Без этого контакта с "основой Бытия" жизнь пронизана страхом. Любое маленькое страдание, любое отклонение от привычного становится угрозой, а радость — сомнительной и неправдоподобной.
Основа бытия раскрывается в опыте проживания граничащего с банальным факта: "Я есть!" Этот опыт, к счастью, нам доступен, основа бытия всегда имеется. И маленькие дети играют с этой базовой структурой Да-зайн, когда они прячутся и потом дают себя найти: неожиданно они "не здесь", а потом всё-таки "снова здесь". Они приобретают бессознательный, но глубокий опыт, что "небытие" не отменяет Бытие. Потому что Да-зайн, Бытие-здесь, является настолько само собой разумеющимся, что часто на него просто не обращают внимания. Тогда доступ к нему может быть утрачен. Для доступа, однако, важна не рефлексия, а проживаемый опыт. Хотя мышление и может раскрывать основу Бытия, но в экзистенциальном смысле речь идёт не о "cogito ergo sum". Экзистенциальный подход к основе бытия происходит через "sentio, ergo sum" – "чувствую, следовательно, существую" — "я чувствую, что я есть". Мышление может сделать этот опыт чрезвычайно интенсивным, например, если задавать вопрос: "Как это возможно, что я есть?" Удивляясь, я стою перед этим фактом и знаю, что не могу его осмыслить. И какими бы жестокими ни были условия моей жизни – всё равно я есть! Моё бытие выдерживает даже самое большое горе, я остаюсь, и мир остается тоже. Фритц Кюнкель выразился однажды по этому поводу очень точно: "Ты не можешь выпасть из этого мира". Что бы ни случилось – он держит, держит тебя. А Сент-Экзюпери сказал: "Даже самая большая темнота не способна погасить огонь одной маленькой свечи".

ОПЫТ

Я сам не раз переживал это чувство. В последний раз – когда умер мой отец. Я работал, когда мне позвонили и сказали, чтобы я как можно скорее ехал в больницу, где отца десять дней назад прооперировали. Сказали, что ему плохо.
Когда я пришёл, он только что умер. Это произошло неожиданно и быстро. Я был в полной растерянности, и меня охватила сильнейшая боль. Было такое чувство, что жизнь в следующее мгновение замрет, и мир исчезнет. Через некоторое время я вышел из здания. Мне казалось, что сейчас светлый день померкнет и наступит ночь. Но солнце к моему удивлению продолжало светить. Мне это было непонятно. Я помню, как во мне зародилась сомнение: а не должен ли я негодовать? Этот свет весеннего солнца было нелегко вынести – в небе продолжает светить солнце, а мой отец мёртв! - пронеслось в моей голове. И я увидел, как ветер колышет тополя, услышал, как поют птицы, и всё было так, словно бы ничего не произошло. И постепенно, очень постепенно окружающий мир начал разговаривать со мной, и я услышал: "Несмотря ни на что, ты живёшь, ты есть. Ты должен жить дальше. Ты есть, и есть опора, есть то, что тебя составляет, есть вечность". Внутри моей боли возникло удивление. Этого я не ожидал! Это был невероятный опыт: сколько горя я могу вынести и не сломаться?
Иногда я спрашиваю пациента, удивлялся ли он уже когда-либо тому, что он есть. И тут я слышу фразы типа: "Это же само собой разумеется ... Нет, собственно, ещё ни разу ... Это нормально, что я есть, может быть, другие должны этому удивляться?"

ВОПРОСЫ К СЕБЕ САМОМУ

Движущую силу этой фундаментальной мотивации мы можем интроспективно почувствовать в себе самих. Я задам в этой связи несколько вопросов, осторожных вопросов, которые Вы, вероятно, уже задавали себе сами:

- Я живу, я есть здесь – но ощущаю ли я это? Чувствую ли я: я есть? Чувствую ли я это своим телом? В этом мире? Чувствую ли я в нем опору?
- Действительно ли я полностью здесь? Есть ли я здесь, в своей семье, с моим другом, с детьми, проживаю ли эти мгновения, действительно ли я здесь или же чувствами и мыслями я на самом деле больше отсутствую?
- Удивлялся ли я уже когда-либо по поводу того, что я есть? Именно я – здесь, в этом мире? И в это время, не в прошлом веке и не будущем! – Удивлялся ли я, потому что замечал: я не могу понять, как же это вышло, что я есть, ведь меня могло бы не быть?
- Я есть здесь, у меня есть пространство на улице, дома, в профессии – но заполняю ли я его? Можно ли обо мне сказать, что я хорошо осваиваю пространство, чтобы быть здесь? Есть ли у меня собственное пространство в профессиональной области, в отношениях с коллегами, на отдыхе и дома? Могу ли я активно занять пространство для себя самого? Освобождаю ли я пространство для того, что является для меня важным? Или же я вновь и вновь заполняю его тем, что делаю по привычке, а самое важное всегда приходит в последнюю очередь, так что ему не остается места? — Даю ли я пространство своим чувствам? – Защищаю ли я пространство своего мнения, своей правды, своей любви? Дышу ли я тем пространством, которое во мне есть? – Чувствую ли я наполненность своим "внутренним пространством"?
- Где мне дают пространство, где мне дают быть? Где я защищён? – Защищён ли я внутри себя, могу ли я хорошо быть у себя? Могу ли я сам: дать быть себе, своим чувствам, страхам, радостям, влечениям? Или же я должен с собой бороться, прятать от себя что-то, обесценивать, отвергать? – Где я могу хорошо быть? Где я принят? – Где моя родина?“

Несмотря на свою простоту, эти вопросы, скорее, непривычны. Не всегда легко дать на них ответ. Они всё же ведут в одну из самых глубоких сфер человеческой мотивации туда, где человек коренится онтологически. Но может быть, вам стоит обратить внимание на то, какой резонанс эти вопросы вызывают в вас: сопротивление, удивление, потрясение, насмешку, удушье, освобождение? Это возникающее в ответ настроение достойно того, чтобы принять его всерьёз. Также и оно может проложить путь к основе бытия.

А. Лэнгле «Что движет человеком? Экзистенциальная мотивация Person»