Большая Тёрка / Мысли / Личная лента K-A-F-F /
государство, власть, Бюджет‑2013, Дела на работе, Служебное
Итак, друзья, давно уже не рассказывал Вам что происходит на работе в сфере управления общественными финансами, то есть, говоря простыми словами, управление бюджетом. Поэтому возобновляю описание происходящего. А рассказать есть много о чем. Безусловно, центральным процессом и событием одновременно так быстро прошедшего лета является определение основных направлений бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на период 2013-2015 года (который я еще анонсировал весной) и составление самого бюджета.
Согласно справке начнем по порядку. Что мы уже к лету имели?
1. Стратегия и прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период уже разработаны и активно используются при планировании. По соответствующей ссылке вы можете ознакомиться с этими документами.
2. Работа по разработке, доработке и совершенствованию ведомственных и долгосрочных целевых программ происходит постоянно и именно эти документы определяют целевые ориентиры и их достижение различных государственных политик на среднесрочный и долгосрочный период. Этот инструмент является основным в бюджетировании ориентированным на результат ( иными словами каждый рубль бюджета должен обеспечивать конкретный результат)
3. Бюджетное послание Президента РФ определяет во многом предстоящую бюджетную политику государства и озвучивает основные и приоритетные направления.
4. Реестр расходных обязательств Новосибирской области.
Справка 2.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 Бюджетного Кодекса РФ).
Говоря простым языком, расходные обязательства НСО это все обязательства взятые областью, которые обусловлены норматино-правовыми актами. Каждое обязательство имеет финансовое обеспечение, что в народе принято называть расходами.
Итак, в мае-июне 2012 года была проведена кропотливая работа по инвентаризации всех расходных обязательств области в 2012 году и определены на 2013-2015 год с первыми прогнозами их финансового обеспечения на будущий период.
Какие тогда уже были сделаны выводы? Было очевидно, что бюджет (его расходная часть) на 2013-2015 гг. примерно на 90-95% будет состоять из действующих в 2012 году расходных обязательств. Иными словами можно говорить, что на 2013-2015 гг. закладывался бюджет действующих обязательств. Это позволяет сделать вывод, что будущий бюджет будет диктовать характер стабильного развития НСО, продолжения текущего курса с позитивным темпом наращивания (5-10%) принимаемых обязательств, т.е. НСО берет на себя новые расходные обязательства. Говоря простым языком, наш регион закладывает в основу бюджета стабильность с оглядкой вперед.
С материалом по реестру расходных обязательств можно будет ознакомиться после 1-го октября 2012 года. В данный момент мы работаем над техническим его уточнением и преобразованием в дополнительный материал к проекту бюджета на 2013-2015 гг. и я обязательно поделюсь с вами им на сайте министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области.
Итак, остается один из центральных документов. Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2013-2015 гг. Это важнейший документ, который определяет практически все приоритеты будущего бюджета и является фундаментом и основной конструкцией бюджетной политики будущих трех лет. Ранее я Вам уже анонсировал начало работ по этому документу и в его разработке я принял организационное и ведущее участие.
Справка 3.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области разрабатываются в целях подготовки проекта областного бюджета Новосибирской области на очередной среднесрочный период и являются документом, содержащим цели и задачи, для достижения и решения которых предусматриваются бюджетные ассигнования и формируются межбюджетные отношения с муниципальными образованиями.
Основные направления бюджетной и налоговой политики позволяют субъектам бюджетного планирования определить ориентиры в бюджетной и налоговой сфере на трехлетний период, что способствует стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Новосибирской области.
Работа над этим документом сопровождалась серьезной глубиной изучения и понимания уровня ответственности. Тяжелейшая работа которая была нами проведена, на мой взгляд, полностью отражает те серьезные амбиции и задачи, которые мы видим в оптимистичном варианте развития. И это правильно. К этой работе были привлечены самые широкие круги специалистов разных уровней.В результате мы получили качественный и довольно в некоторых сферах меняющий ситуацию документ.
И наконец уже во второй половине июня документ был принят на заседании Правительства Новосибирской области.
Приоритетные направления бюджетной и налоговой политики области на трехлетний период на заседании регионального правительства представил министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко.
Задачи бюджета и налоговой политики ближайших трех лет нацелены на обеспечение социально-экономической стабильности региона, поэтому в основу плана социально-экономического развития и бюджета области заложены сценарные условия общего укрепления и роста экономики. Меры по обеспечению и улучшению экономической ситуации и усилению социальной поддержки граждан, принимавшиеся правительством Новосибирской области, рост предпринимательской активности населения и повышение эффективности деятельности бизнеса дали ощутимый положительный результат, о котором свидетельствуют итоги 2011 года.
Позитивная динамика поступления в региональную казну налоговых платежей складывается по итогам пяти месяцев 2012 года. По прогнозам, к концу года доходы консолидированного бюджета должны преодолеть отметку в 100 миллиардов рублей. С учетом положительных тенденций основными задачами на ближайший трехлетний период станут усиление инвестиционной политики и стимулирование инновационной деятельности. Решение данных задач будет способствовать увеличению налогового потенциала и формированию стабильности доходной базы бюджета для качественного выполнения социальных обязательств перед населением области.
Основные инструменты роста налоговых поступлений в бюджет — повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, повышение качества налогового администрирования, оптимизация системы налоговых льгот и ликвидация необоснованных возможностей уклонения от налогообложения. В ближайшей перспективе совместными усилиями органов власти всех уровней необходимо переориентировать налоговую нагрузку.
По мнению специалистов, бюджетная политика до 2015 года должна быть направлена на развитие социально-экономической стабильности региона, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. В планах — достижение значительных результатов по девяти приоритетным направлениям, которые будут учитывать все субъекты бюджетного планирования. Основные из них — бездефицитный бюджет, социальная поддержка предприятий и организаций, удовлетворение потребностей населения в предоставлении государственных услуг и построение регионального бюджета на основе государственных программ.
— Работа над главным финансовым документом региона вступила в активную фазу, — подчеркнул губернатор Василий Юрченко. — По прогнозам, бюджет 2013 года будет напряженным и по доходам, и по расходам. Нам необходимо решить важные задачи социально-экономического развития региона и повышения его инвестиционной привлекательности. Задачи амбициозные, поэтому бюджет будет напряженным
Подробнее об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2013-2015 гг. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов разработаны в соответствии с планом подготовки проекта областного бюджета на очередной среднесрочный период и содержат ключевые цели и задачи, на достижении и решении которых должны быть сосредоточены усилия органов власти, бюджетные ассигнования и межбюджетные отношения с муниципальными образованиями.
Задачи бюджетной и налоговой политики текущего периода нацелены на обеспечение, прежде всего, социальной и экономической стабильности региона. В основу плана социально-экономического развития и бюджета Новосибирской области был положен сценарий укрепления и устойчивого роста экономики.
Меры по обеспечению улучшения экономической ситуации и усилению социальной поддержки граждан, принимавшиеся Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Новосибирской области, рост предпринимательской активности населения области, повышение общей эффективности деятельности и бизнес-решений большинства предприятий и организаций региона дали ощутимый положительный результат. Итоги 2011 года свидетельствуют о достижении стабильно устойчивого развития экономики региона. За 2011 год индекс промышленного производства в Новосибирской области составил 106,4 %, что превышает среднероссийский показатель почти на 2 %. В консолидированный бюджет области в 2011 году поступило более 91 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с 2010 годом темп роста составил 114,7%. Такая же позитивная динамика поступления собственных доходов складывается и по итогам 5-ти месяцев текущего года, а по итогам года собственные доходы консолидированного бюджета должны преодолеть 100-миллиардную отметку.
С учетом сложившихся положительных тенденций, помимо сохранения социальной стабильности и обеспечения полноценной социальной защиты населения, основными задачами на ближайшую трехлетнюю перспективу будут являться усиление инвестиционной политики, стимулирование инновационной деятельности и спроса на инновации в экономике. Решение обозначенных задач будет способствовать увеличению налогового потенциала, формированию стабильной доходной базы для качественного выполнения государственных обязательств перед обществом.
Цели налоговой политики Новосибирской области на 2013-2015 годы будут напрямую связанны с проводимыми на федеральном уровне решениями по дальнейшему увеличению потенциала налоговой системы и повышению уровня собственных доходов бюджетов при одновременной адресной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков и граждан.
Основным инструментом роста налоговых поступлений должны стать не повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления или уплаты отдельных налогов, а прежде всего повышение качества налогового администрирования, оптимизация существующей системы налоговых льгот и ликвидация необоснованных возможностей для уклонения от налогообложения.
В ближайшей среднесрочной перспективе совместными усилиями органов власти всех уровней компетенций необходимо переориентировать налоговую нагрузку, снизить её при налогообложении труда и капитала и одновременно увеличить в сегменте сверхпотребления, рентных доходов при добыче природных ресурсов, а также в налогообложении недвижимого имущества.
В соответствии с разработанными на федеральном уровне направлениями налоговой политики в период 2013-2015 годов следует ожидать изменений в законодательство о налогах и сборах по ряду тематических сфер:
- освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат, а также уточнение порядка предоставления имущественного налогового вычета;
- уточнение порядка использования «амортизационных премий» и применение ускоренной амортизации в отношении имущества, используемого в агрессивной среде;
- исключение из объектов налогообложения налога на имущество организаций движимого имущества, а также переход к определению налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
2. Введение с 2013 года отдельного предназначенного для применения индивидуальными предпринимателями специального налогового режима «Патентная система налогообложения» при параллельном сохранении до 2018 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
3. Повышение уровня налоговой компетенции региональных органов власти, в том числе путем передачи им полномочий по установлению ставок налога.
4. Повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию, моторное топливо и прочие подакцизные товары с 2015 года. При этом предусматривается сохранение уровня ставок акцизов в 2013 и 2014 годах в размерах, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах.
Ставки акциза в 2015 году предполагается повысить:
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов – до 600 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно – до 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;
на пиво – до 20 рублей за 1 литр;
на моторное топливо и прочие подакцизные товары – на 10% по отношению к ставкам 2014 года.
5. Введение налога на недвижимость физических лиц с одновременной отменой налога на имущество физических лиц и земельного налога для физических лиц.
6. Налогообложение престижного потребления, которое будет решаться в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество и повышения минимальных ставок транспортного налога для легковых автомобилей, мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт с высокой мощностью двигателя.
7. Сокращение неэффективных налоговых преференций.
Бюджетная политика в 2013 - 2015 годах должна быть главным образом направлена на дальнейшее развитие социальной и экономической стабильности региона, долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
В очередной трёхлетней перспективе следует выделить девять приоритетов бюджетной политики, которые должны учитывать все субъекты бюджетного планирования:
1. Обеспечение сбалансированности бюджета при умеренной долговой нагрузке с постепенным выходом на бездефицитный бюджет.
2. Базирование основных параметров бюджета на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования.
3. Улучшение делового инвестиционного климата для увеличения вовлекаемых в экономический оборот инвестиций, в перспективе формирующих налоговую базу, необходимую для развития социальной инфраструктуры.
4. Дальнейшее развитие и совершенствование механизмов предоставления экономической поддержки предприятий и социальной поддержки населения Новосибирской области, обеспечение устойчивого функционирования учреждений, обеспечивающих предоставление населению государственных и муниципальных услуг.
5. Более полное удовлетворение потребностей населения в государственных и муниципальных услугах, повышение их доступности и качества.
6. Повышение результативности бюджетных расходов путем построения бюджета на основе глобальных государственных программ, идеологических поглощающих не только действующие целевые программы, но и максимально возможную часть сегодняшних внепрограммных расходов.
7. Стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном комплексе.
8. Совершенствование системы межбюджетных отношений, в первую очередь направленное на стимулирование органов местного самоуправления заниматься расширением собственной налоговой базы за счёт развития территориальной экономики и стимулирования предпринимательской активности населения.
9. Наполнение государственного финансового контроля обязательными элементами аудита целеполагания и эффективности использования бюджетных средств.
Неукоснительное и качественное обеспечение вышеперечисленных приоритетов в первую очередь потребует решения таких задач как совершенствование кадровой политики и системы оплаты труда занятых в бюджетном секторе экономики.
Общественный запрос на улучшение содержания государственных и муниципальных услуг не может быть удовлетворён в условиях дефицита профессиональных кадров и недостаточной мотивации к труду. Предстоит решить задачу по переходу к содержательно иному трудовому контракту, предусматривающему прямую зависимость оплаты труда от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Должен быть исключен уравнительный принцип оплаты труда, провоцирующий номинальное отношение к профессиональным обязанностям.
Там, где возможно, необходимо максимально использовать механизм предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам в электронной форме, а также по принципу «одного окна».
Результат оценки деятельности руководителей органов власти и организаций, осуществляющих оказание услуг, должен быть поставлен в зависимость от удовлетворённости граждан качеством получаемых ими услуг.
Бюджетная политика в социальной сфере
В ближайшие три года в социальной сфере в ходе реализации бюджетной политики необходимо установить следующие ориентиры:
- при формировании государственного задания учитывать оценку потребностей физических и юридических лиц в оказии услуги;
- провести стандартизацию предоставления государственных услуг;
- обеспечить мониторинг деятельности государственных учреждений;
- обеспечить максимально возможный переход к подушевым нормативам финансирования государственных услуг.
В сфере образования к одним из важнейших задач для Новосибирской области следует отнести достижение к 2015 году 100 % доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет; формирование специализированных классов и программ обучения; поддержание заработной платы педагогических работников образовательных учреждений на уровне средней заработной платы по экономике Новосибирской области.
Основными задачами в сфере занятности населения и социальной политики в ходе реализации бюджетной политики станут:
повышение уровня трудовых и социальных гарантий;
содействие трудоустройству инвалидов, создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах;
создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
установление нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума для многодетных семей.
В сфере здравоохранения бюджетная политика в ближайшую трехлетнюю перспективу будет выстраиваться на обеспечении выполнения следующих задач:
развитие всех видов медицинской помощи в Новосибирской области, путем введения нормативно-подушевой механизма оплаты медицинских услуг;
реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака;
реализацию взвешенной долгосрочной стратегии лекарственного обеспечения населения Новосибирской области;
обеспечение системы здравоохранения медицинскими кадрами путем реализации целостной программы повышения квалификации, основанной на проведении оценки уровня квалификации, поэтапного устранения дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Реальный сектор экономики
Реализация бюджетной и налоговой политики в сфере реального сектора экономики на территории Новосибирской области в планируемом периоде характеризуется преемственностью ранее реализуемых мер со стороны государства, направленных на развитие соответствующих отраслей экономики области с применением обновленных подходов с целью повышения эффективности использования выделяемых бюджетных ресурсов.
Одной из важнейших задач, на обеспечение которой должна быть ориентирована среднесрочная бюджетная политика, является улучшение инвестиционного климата в Новосибирской области. Успешная её реализация позволит увеличить налоговые поступления в бюджет и активизировать развитие социальной инфраструктуры. Здесь потребуется в практической плоскости развивать механизмы стимулирования частных инвестиций при реализации проектов модернизации производства и внедрения инноваций. Предстоит концентрировать ресурсы на реализации проектов комплексного развития и создания современной инфраструктуры в сфере коммунального и дорожного хозяйства, энергетики, транспорта за счет государственных институтов развития, частных инвестиций и программных средств федерального бюджета.
Современная модернизация региональной инфраструктуры должна достигаться при объединении ресурсов бюджета и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Такие проекты должны быть созданы как в сфере жилищно-коммунального комплекса, развития транспортной инфраструктуры, так и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и т.д.).
Другими не менее важными задачами в сфере реального сектора экономики безусловно являются:
организация строительства (реконструкции) и капитального ремонта объектов общественной инфраструктуры, концентрация ресурсов на строительстве объектов социальной и инженерной инфраструктуры, имеющих высокую строительную готовность и социальную значимость, с безусловным соблюдением нормативных сроков проведения работ, осуществлением проверки достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов;
наращивание объемов жилищного строительства, снижение административных барьеров для застройщиков, стимулирование развития ипотечного жилищного кредитования, оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан и, в конечном итоге, повышение доступности и уровня обеспеченности населения Новосибирской области жильем;
обеспечение надежного газоснабжения и повышение уровня газификации территории Новосибирской области, строительство газораспределительных сетей в рамках подписанного соглашения между Правительством Новосибирской области и ОАО «Газпромгазораспределение»;
создание условий для развития строительного комплекса области, обеспечение реализации мер для технического перевооружения и модернизации действующих, а также создание новых энергоресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств, повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий по производству строительных материалов, обновление стандартов в сфере строительства и промышленности стройматериалов;
развитие социальной, инженерной, дорожной и производственно-сбытовой инфраструктуры;
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в целях расширения мер финансовой поддержки, в том числе с использованием фондов поручительств и микрофинансирования.
Совершенствование системы межбюджетных отношений
В ближайшие три года в сфере межбюджетных отношений предстоит усилить стимулирование муниципальных образований к наращиванию собственного доходного потенциала.
Низкая численность населения в ряде районов Новосибирской области объективно понижает их экономический, налоговый и трудовой потенциал. В связи с чем, при выстраивании межбюджетной политики будет рассматриваться повышение бюджетной обеспеченности муниципальных районов с низкой численностью населения.
Другой не менее важной задачей является повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов в использовании полученных межбюджетных трансфертов. Для этого в ходе разработки государственных программ необходимо предусмотреть укрупнение межбюджетных трансфертов с увеличением степени свободы компетенций главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований, а также обязательным введением по всем целевым трансфертам показателей результативности их использования.
Долговая политика
Бюджетная политика в сфере управления государственным внутренним долгом Новосибирской области на период 2013-2015 годы будет характеризоваться:
1. Выраженной экономико-инвестиционной направленностью.
2. В условиях изменения конъюнктуры финансовых рынков использованием наиболее благоприятных источников и форм заимствований и минимизацией стоимости обслуживания долговых обязательств.
3. Поддержанием высокого уровня кредитных рейтингов.
4. Обеспечением информационной открытости о состоянии долговых обязательств.
Формирование расходов областного бюджета на 2013 - 2015 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:
1) определение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2013 - 2014 годы на основе утвержденных Законом Новосибирской области от 09.12.2011 № 169-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов";
2) определение базового объема бюджетных ассигнований на 2015 год, исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;
3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2013 - 2015 годы с учетом:
индексации с 1 января 2013 года на 6% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) органов государственной власти и обеспечение деятельности государственных учреждений Новосибирской области;
индексации с 1 января 2013 года на 6% расходов на оплату услуг связи и коммунальные услуги;
индексации с 1 января 2013 года на 6% расходов на социальные выплаты отдельным категориям граждан.
4) планирование бюджетных ассигнований на реализацию целевых программ в соответствии с паспортами программ;
5) планирование безвозмездных поступлений на 2013 - 2015 годы и, соответственно, расходов областного бюджета, осуществляемых за счет них, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», другими нормативными правовыми актами и решениями Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых устанавливается распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации.