Тёрка в тагах


Друзья

Его(15) Общие(0) Хотят дружить(0)


  • but1k

  • DeDMaxopka

  • DiamonD-126

  • GreenStyle

  • katehon

  • MaN1MaN

Ещё →

Враги

Его(60) Общие(0) Обиженные(13)


  • 20176

  • 39644

  • 70470

  • 97204

  • Alekceu

  • Aliens13

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Savenko /


Savenko

Что такое счастье?

мои мысли

Писалось уже давно, поэтому просьба ботинками не кидаться. Романтиков и людей особо впечатлительных прошу не читать.

Что такое счастье? Можно ли в принципе достичь этого состояния? Обретается ли это состояние сознательно или оно может возникнуть только само по себе, вне зависимости от наших усилий? Зависит ли его достижение от внешних объектов, от ситуации, в которой находится человек? Либо человек может быть счастлив в любой жизненной ситуации и в любое время своей жизни?

читать далее

Для начала попробуем описать само это состояние в общих чертах. Итак, что такое счастье?

Прежде всего, это состояние, которое имеет совершенно четкий эмоциональный фон. Это не мысль, не слово, не отдельное ощущение, а в первую очередь – эмоция, чувство. Это устойчивое состояние, настроение, при котором человек ощущает, что ему «хорошо», причем «хорошо» именно здесь и сейчас. Возможно, именно поэтому слово «счастье» созвучно со словом «счас» или «сейчас», т.е. его можно испытать только в настоящем моменте.

Во-вторых, счастье не предполагает каких-либо сравнительных степеней. Нельзя, например, сказать, что «я хочу стать еще счастливее» или «я тогда был менее счастлив». Человек либо счастлив, либо нет, третьего тут не дано. Таким образом, счастье – это такое состояние «хорошо», при котором человек и не стремится выйти из этого состояния, и не стремится его усилить. Это состояние удовлетворения, которое не напрягает даже в том случае, если оно будет продолжаться вечно. От этого состояния «хорошо» человек не может устать.

Если развить эту мысль далее, становится понятным, что состояние «счастья» одинаково свободно и от эмоции ликования, восторга и от эмоции печали и горя. Поскольку как бы ни были привлекательны такие эмоции в какой-то момент, продолжаясь очень долго, они неизбежно приедаются, надоедают и начинают напрягать.

Соответственно, с эмоциональной стороны состояние счастья характеризуется таким настроением, которое является оптимальным для жизни конкретного человека в зависимости от его темперамента. Например, для холерика такое настроение будет более повышенным, чем для меланхолика. Но и для того, и для другого данное состояние не будет «горячим», оно будет «прохладным».

Как счастье соотносится с желанием? Можно ли назвать счастливым только того, кто исполнил все свои желания и не испытывает по этому поводу никаких беспокойств? Либо счастье заключается в самом процессе исполнения желаний, в достижении целей, поставленных человеком?

Желание тесно связано с таким понятием, как «потребность». При этом под потребностью обычно понимается переживание нужды, насущной необходимости какого-то внешнего объекта, предмета. Этот последний называется предметом удовлетворения потребности.

Поскольку живой человек по сути представляет собой открытую систему, само его существование заключается в непрерывном взаимном обмене с окружающей средой. Для того, чтобы жить, он должен взаимодействовать с миром. Потребность и означает необходимость такого взаимодействия, зафиксированную сознанием. В том случае, когда осознается не только сама нужда, но и предмет, который может эту нужду удовлетворить, говорят о «желании». Желание – это конкретизированная, предметная потребность. Кроме того, желание предполагает не только осознание самого предмета, но и осознание того способа, которым этот предмет будет использоваться. То есть я должен не только осознать, какой предмет мне необходим, но и то, что я с этим предметом буду делать, когда его получу.

Если я не осознаю либо предмет, либо способ его использования, можно говорить не о «желании», а о «влечении», которое само по себе более смутно и непредметно.

Когда желание переживается особенно остро, говорят о том, что желание переходит в «страсть» или о том, что оно причиняет «страдание». На самом деле, оба этих термина означают по сути одно и то же, поскольку происходят от одного корня. Их общее значение, по-видимому, заключается в пассивной позиции субъекта по отношению к предмету потребности. Мы говорим, что кого-то «охватила страсть» или кто-то «испытывает страдание», отмечая тем самым, что человек находится во власти какого-то предмета или обстоятельства, которое не может изменить. Отсюда и «страдательный залог» в лингвистике.

Страдание, бесспорно, является противоположностью счастья и страдающий человек счастливым быть не может, поскольку его основное стремление – вырваться из власти страдания, перестать его испытывать. Очевидно также, что не все желания приводят к страданию. Состояние страдания возникает лишь тогда, когда удовлетворение желания сопряжено с трудностями и человек не самостоятельно овладеть предметом потребности. Само понятие «страдания» говорит об этом: человек пассивен, он ждет удовлетворения своего желания от обстоятельств, другого человека, внешних сил и т.п. Такое состояние может возникнуть в результате объективных или субъективных причин. Объективных – когда овладение предметом сопряжено с действительными трудностями (например, страдание от жажды в пустыне). Субъективных – когда не осознан либо предмет удовлетворения потребности, либо способ ее удовлетворения (например, широко распространенные страдания от «безответной любви»).

И в том, и в другом случае человек несчастлив, но и в том, и в другом случае человек может избавиться от страдания, хотя бы и разными путями.

Может ли овладение предметом потребности привести к счастью, либо за каждым отдельным предметом неизбежно следует желание другого и так до бесконечности? Где находится источник желания: в самом человеке либо в окружающем мире?

Итак, страдание может возникнуть главным образом либо из-за неосознанности предмета потребности, либо из-за неизвестности способа удовлетворения, либо в силу объективной недоступности предмета потребности в данный момент.

При этом в первом случае состояние страдания ощущается более масштабно, чем во втором случае и, особенно, в третьем. Неизвестность вообще имеет свойство сама по себе порождать беспокойство. Как и ощущение собственной беспомощности, пассивности, которое в ситуации недоступности предмета очевидно гораздо слабее, чем в ситуации полной неизвестности самого предмета. Кроме того, мы обычно преувеличиваем значение того, чего не понимаем. Проще всего проиллюстрировать это на обычных физиологических потребностях. Представим себе человека, никогда не испытывавшего желания поспать, не знающего, что такое сон, и никогда в жизни вообще не спавшего. И вдруг его начинает клонить ко сну. Не понимая собственного желания, человек, скорее всего, сильно испугается и даже решит, что умирает. К счастью, природа очень рано дает нам опыт переживания таких физиологических потребностей, поэтому обычно процесс удовлетворения проходит менее драматично.

Чего не скажешь о потребностях более высокого порядка, в частности, о потребности в эротической любви, т.е. любви к человеку другого пола, включающей в себя половое влечение. Данная потребность, безусловно, имеет биологические корни, а поэтому её появление не зависит от воли человека, это усиливает напряжение. Возникает она в период полового созревания, т.е. в возрасте, когда сознание уже достаточно развито для того, чтобы спроецировать всю полноту эмоциональных переживаний. Отсутствие опыта в удовлетворении данной потребности приводит к невозможности полного осознания ни предмета, ни способа удовлетворения. В результате первый попавшийся человек, обладающий примерно подходящими качествами, часто представляется тем самым «единственным и навеки любимым», способным избавить от обрушившихся на юную психику страданий. Исход бывает печальным и даже трагичным, что можно увидеть, в частности, на примере многочисленных сценариев «а ля Ромео и Джульетта» в художественной литературе.

Таким образом, осознание предмета и осознание способа удовлетворения потребности является первым шагом к избавлению от страдания и, следовательно, к обретению счастья.

В этой связи, необходимо подчеркнуть один очень важный момент. Никакое желание человека никогда не заключается в самом предмете. Человек не хочет сам предмет своего желания как таковой, а желает получить определенное состояние, возникающее при обладании или употреблении данного предмета. Например, если человек говорит, что он хочет получить яблоко, это означает, что он хочет ощутить вкус и запах яблока, увидеть его форму, цвет, услышать его хруст на зубах и почувствовать его в своем желудке. При этом его не интересует яблоко само по себе (если бы он получил яблоко, но не смог бы его съесть, его желание не смогло бы удовлетвориться).

То же относится и к людям, которые выступают объектами наших желаний. Когда мы говорим, что хотим быть вместе с каким-то человеком, это не означает просто желания физического присутствия. Это означает, что в результате общения с этим человеком мы хотим испытать определенное состояние.

Успешное выяснение того, какое именно состояние мы хотим получить от общения с желаемым человеком или предметом, весьма существенно может помочь в избавлении от страдания. Во-первых, потому что, определив желаемое состояние, мы перестаем быть привязанными к конкретному предмету, этот предмет перестает быть для нас уникальным, незаменимым. Если, например, я понимаю, что хочу ощутить вкус яблока, я свободен в выборе любого яблока, которое мне доступно. Кроме того, я могу удовлетвориться не только яблоком, но и, например, яблочным соком, у которого тот же вкус. Если я понимаю, например, что моё влечение к человеку противоположного пола вызвано желанием испытать оргазм или обрести чувство денежной стабильности, я перестаю быть зависимым от конкретного человека. Меня устроит любой человек, который даст денег или согласится на половой акт. Само осознание такого положения дел может существенно изменить структуру желаний человека, его жизненные приоритеты.

Далее, четкое осознание желаемого состояния может способствовать избавлению от страдания еще и тем, что позволяет правильно оценить значимость собственного желания. Например, если я чётко вижу, что моё желание приобрести «Хаммер» вызвано желанием обретения чувства собственной значимости (чувства «я не хуже своего соседа»), я могу понять бессмысленность такого приобретения и «Хаммер» автоматически перестает быть моей целью.

Образно говоря, человек, не осознающий предмета собственной потребности, отличается от человека, способного осознать своё желание, как человек, находящийся в темноте, отличается от того, кто находится в освещенной комнате. Освещённость делает его менее занятым (ему не нужно ощупывать наугад предметы) и более спокойным (он заранее знает, где находятся те предметы, которые ему действительно нужны).

Таким образом, любое возникающее у человека желание по сути своей заключается в стремлении обрести определенное состояние. Далее возникает следующий вопрос: можно ли стремиться к достижению какого-либо состояния, если совершенно не знаешь, что это за состояние? Или проще говоря, могу ли я хотеть яблоко, если я никогда его не ел, не видел, вообще не знаю, что такое яблоко и что с ним можно делать? Ответ очевиден. Стремиться можно к достижению лишь такого состояния, которое более или менее известно, т.е. которое похоже в той или иной степени на состояние, ранее испытанное. Поэтому, стремясь достичь состояния счастья, человек тем самым подтверждает, что он это состояние уже испытывал.

Как было ранее отмечено, с эмоциональной стороны состояние счастья характеризуется таким настроением, которое является оптимальным для жизни конкретного человека, оно одинаково далеко и от эмоции ликования и от эмоции печали. Если представить колебания нашего обычного настроения, наш повседневный эмоциональный фон, графически в виде синусоиды, то высшая её точка будет означать максимальный подъём настроения, эмоцию восторга, нижняя точка будет отражать максимальное падение настроения, эмоцию горя. Сама же ось икса, вокруг которой происходят все эти колебания настроения, будет означать наше базовое настроение, оптимальное для жизнедеятельности, это и есть состояние счастья, которое не напрягает даже в том случае, если продолжается вечно.

На самом деле, мы достигаем состояние счастья очень часто и настолько же часто его теряем, т.е. по сути испытываем моменты счастья. Эти моменты можно поймать, например, в промежутках между желаниями: когда одно желание уже не напрягает, оно ушло, а другое еще не начало доминировать в психике. В этот момент мы свободны от любого напряжения, как положительного, так и отрицательного, мы находимся на оси, в центре собственного существа и еще не вышли из себя.

Наше стремление к обретению состояния счастья, к поиску состояния нашего «хорошо», именно поэтому и обладает такой силой и такой притягательностью, что мы не просто верим в его достижение, а мы знаем по собственному опыту, что его достижение возможно. При этом первый опыт достижения данного состояния, по всей видимости, относится еще ко времени до рождения человека, во время его нахождения в утробе матери. Похоже, что эмоция – это вообще первое психологическое явление по времени возникновения: ребенок еще не способен осознавать происходящее, он не способен воздействовать на окружающее, но он уже способен испытывать чувства, которые передаются матерью. Точный момент их появления определить вряд ли возможно, но это однозначно происходит не позднее первого триместра беременности.

С точки зрения функции желаний и их смысла, весь процесс выглядит следующим образом. Желание представляет собой сигнал сознанию, означающий необходимость взаимодействия с миром. С целью удовлетворения желания мы выходим из себя и направляем свое внимание на внешние объекты. По мере овладения предметом потребности и удовлетворения желания, мы возвращаемся к себе. Эмоция счастья подтверждает наше возвращение, она означает, что мы снова находимся в центре собственного существа.

Теперь, с учетом всего ранее изложенного, можно попытаться разграничить понятия желания и страдания с точки зрения когнитивной, т.е. познавательной.

Возникновение желания означает, что я хочу изменить свое нынешнее состояние, но изменить его «количественно»: изменяя себя, я по существу остаюсь собой прежним. Желание означает, что человек выходит из себя, но себя не забывает. В сопоставлении с описанием страдания будет более понятно.

Страдание означает, что я хочу изменить себя по существу. Я ищу себя во внешнем мире: в предметах, в людях, в явлениях. Испытывая страдание, человек хочет измениться «качественно», он ждет от внешних предметов смысла себя. Например, испытывая любовные страдания, человек ожидает от своего любимого наполнения своей жизни смыслом, без него жизнь не имеет смысла. Именно поэтому в случае страдания предмет потребности имеет такое огромное влияние на поведение и вызывает сильнейшую зависимость личности. Обладание им означает, по сути, решение вопроса жизни и смерти. Хотя это, возможно, и не всегда бывает очевидно.

Таким образом, человек, нашедший себя, не испытывает страдания, но может испытывать желания. Он может быть счастливым постольку, поскольку исполнение его желаний не имеет для него существенного значения (т.е. в той мере, в какой он может легко принять невозможность исполнения своих желаний). Это не значит, что такой человек всегда и обязательно счастлив: это состояние можно легко потерять, точно так же, как и легко найти. Просто такому человеку легче вспомнить себя, а вспоминая себя, он становится счастливым. Он возвращается тем самым к своему обычному состоянию; настроению, оптимальному для жизни.

Фразу «человек, нашедший себя» легко написать, но довольно тяжело реализовать. Найти себя – значит иметь ясный ответ на свой главный вопрос в жизни. Для каждого это, наверно, свой вопрос, но вопрос этот в любом случае не простой, из серии:

- кто я

- как я могу стать свободным

- как мне достичь гармонии с миром

- где моя душа

- что такое (или кто такой) бог

- где и кем я был до рождения

- где и кем я буду после смерти

- зачем я живу

- что я должен делать в этой жизни и т.д.

Найти ответ на такой вопрос не обязательно означает уметь четко сформулировать ответ в словах, скорее, это означает не быть обеспокоенным таким вопросом, т.е. вопрос в данном случае не является для человека актуальным.

В действительности, всё, что здесь мной изложено, уже давно известно. Аналогичное понимание счастья и путей его достижения описано древними китайцами более двух тысяч лет назад. С той лишь разницей, что они писали не о счастье буквально, а о мудрости. Счастливого (в нашем понимании) человека Лао-цзы называет «совершенномудрым». По этой причине мне представляется логичным закончить цитатой из Хyайнань-цзы – трактата II в. до н. э., развивающего мысли Лао-цзы:

«Потому радость и гнев – это отступление от дао, печаль и
скорбь – утрата блага; любовь и ненависть – неумеренность сердца;
страсти и вожделения – путы человеческой природы. Человек,
охваченный гневом, разбивает инь, охваченный радостью, - разбивает
ян, ослабление духа делает немым, возбуждение вызывает безумие. Чем
неистовее печаль и скорбь, тем ощутимее боль; чем пышнее расцветают
любовь и ненависть, тем неотступнее преследуют несчастья. Поэтому
высшее благо в том, чтобы сердце ни печалилось, ни наслаждалось;
высший покой в том, чтобы постигать, но не меняться; высшая пустота
в том, чтобы не обременять себя страстями; высшее равновесие в том,
чтобы ни любить, ни ненавидеть; высшая чистота в том, чтобы не
смешиваться с вещами. Способный к этим пяти постиг божественную
мудрость, обрел свое внутреннее.»