Тёрка в тагах


Друзья

Его(31) Общие(0) Хотят дружить(1)


  • 19alex56

  • Adisseya

  • Afroamurka

  • AIREEShadow

  • Alex-nsk93

  • alice-in-wonderland

Ещё →

Враги

Его(1) Общие(0) Обиженные(9)


  • BaLeRa

  • GEG

  • leeroy-ka

  • Lian

  • Potulentus

  • Rakoobraznie

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента K-A-F-F /


K-A-F-F

Бюджет 2012-2014: Как это было?

Бюджет — 2012, взгляд, власть, Дела на работе, Служебное, позиция

altНа протяжении прошлого года я рассказывал вам как разрабатывался и принимался бюджет Новосибирской области на 2012-2014 гг. Таким образом, у вас появилась возможность понаблюдать за этим процессом глазами ведущего разработчика, как есть, и узнать как это происходит. Но наверное, самое главное что я упустил это итоговый рассказ об этом процессе, который объединял бы все эти мои статьи в блоге.

Я искренне считаю, что Вы имеете право знать об этом и, чтобы не происходило, также считаю своим долгом отчитываться перед вами о проделанной работе, таким образом, выстраивая обратную связь.

Итак, как же проходила работа над самым важным и главным финансовым документом области?

Самые первые работы начались в мае 2011 года. Согласно бюджетному законодательству (в частности Бюджетному Кодексу РФ) одной из основой бюджета является перечень всех расходных обязательств НСО. Что же такое расходные обязательства?

О расходных обязательствах

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 Бюджетного Кодекса РФ).

Говоря простым языком, расходные обязательства НСО это все обязательства взятые областью, которые обусловлены норматино-правовыми актами. Каждое обязательство имеет финансовое обеспечение, что в народе принято называть расходами.

Итак, в мае-июне 2011 года была проведена кропотливая работа по инвентаризации всех расходных обязательств области в 2011 году и определены на 2012-2014 год с первыми прогнозами их финансового обеспечения на будущий период.

Какие тогда уже были сделаны выводы? Было очевидно, что бюджет (его расходная часть) на 2012-2014 гг. примерно на 80-85% будет состоять из действующих в 2011 году расходных обязательств. Иными словами можно говорить, что на 2012-2014 гг. закладывался бюджет действующих обязательств. Это позволяет сделать вывод, что будущий бюджет будет диктовать характер стабильного развития НСО, продолжения текущего курса с позитивным темпом наращивания (15-20%) принимаемых обязательств, т.е. НСО берет на себя новые расходные обязательства. Говоря простым языком, наш регион закладывает в основу бюджета стабильное движение вперед.

В целом документ, который собрал все действующие и принимаемые обязательства, называется реестр расходных обязательств, работа над которым была завершена в июне 2011 года.

Кроме того, в основу бюджета, согласно все тому же Бюджетному Кодексу РФ, должны попадать все основные положения Бюджетного послания Президента РФ . Я не буду его вам пересказывать, вы можете сами пройти по ссылке и ознакомиться, но озвучу самые важные тезисы, которые были учтены в нашем будущем бюджете.

Посмотреть подробности

1. Продолжение курса программно-целевого планирования. Что же это такое? Если раньше расходы планировались согласно прогнозным документам или исходя из динамики или индексации, то теперь многие расходные обязательства вошли в состав своей целевой программы (ведомственные целевые программы, долгосрочные целевые программы). Особенностью любой целевой программы является ее паспорт, где установлены планируемые результаты и их финансовое обеспечение. То есть при планировании расходов отталкивание шло от результатов. То есть таким образом, мы получаем бюджет ориентированный на конкретный результат. Это на порядок увеличивает эффективность бюджетных расходов. Говоря простым языком, мы не просто индексируем расходы и пускаем их, а пускаем расходы на конкретный результат столько сколько необходимо. Так в 2012 году доля целевых программ приблизилась к отметке в 30%. По словам министра финансов и налоговой политики НСО, Виталия Юрьевича Голубенко, в 2013-2014 гг. мы достигнем отметку 50%. Это конечно смелое заявление, но как специалист считаю реальным в исполнении.

2. Второй очень важный тезис это ориентир на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Бюджет должен был включать не только будущие повышения, но и обеспечивать принятые решения в 2011 году. Речь идет о повышении зарплат с 01.07.2011, с 01.10.2011. Вообще решение о постепенном и поэтапном повышении продиктованы реалиями возможностей бюджета и рыночной ситуации. Здесь специалисты подошли довольно аккуратно и деликатно, стараясь прогнозировать каждый маленький шажок.

3. Ну и третье, чтобы я хотел отметить, это снижение на 2012 - 2013 годы ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов.

С остальными положениями Бюджетного Послания Президента РФ Вы можете ознакомиться по ссылке, которая приведена выше.

Итак, в июле 2011 года началась кропотливая и самая основная работа по формированию предварительного проекта бюджета на 2012-2014 гг. Она проводилась совместно с ведомствами (министерства, департаменты, управления итд.), муниципальными образованиями (города, поселки, районы), депутатами всех уровней и всех партий. Я не буду рассказывать подробно об этой работе, которая безусловно проходила в ярких дискуссиях и спорах. Отмечу лишь интересные особенности:

- Впервые мы приняли решение задействовать подход, который предполагал учет мнений самых широких кругов населения;

- Были и свои сложности. Технически и юридически оказалось довольно сложно перестроить будущий бюджет в части финансирования учреждений с учетом всем известного закона 83-ФЗ, который предполагал смену правового статуса учреждений области.

Одновременно, шла активная работа по прогнозированию доходной части нашего бюджета. Предварительный прогноз который был позитивным.

Я в двух словах расскажу для непосвященных из чего состоит бюджет: Доходы, расходы, источники финансирования дефицита.

В конце августа нашими усилиями был составлен первый и предварительный проект бюджета на 2012-2014 гг., в котором уже вырисовывалвсь картина будущего бюджета. Первые параметры были озвучены на заседании Правительства НСО 30 августа 2011 года. Об этом я не успел написать в своем блоге в силу занятности, но описываю теперь. Точнее вы можете перейти по ссылке и узнать результаты того заседания.

30.08.2011 Планируемый прирост доходов области в 2012 году - 10%

Согласно бюджетному законодательству НСО, мы должны были представить окончательный проект бюджета в Законодательное Собрание НСО до 1 октября 2011 года.

В течение всего сентября проходила самая масштабная и большая работа по формированию окончательного проекта Закона о бюджете на 2012-2014 гг. Эта работа была связана с множеством корректирующих решений, принятием огромного числа нормативно-правовых актов, которые юридически обеспечивали расходы заложенные в бюджет. Каждый главный распорядитель бюджетных средств НСО (их тогда было 35) защищал каждую строчку заявленных расходов, ни одна цифра не проходила без внимания, проверок и перерасчета. Каждая цифра подкреплялась обоснованием. Наверное, именно сентябрь как последний месяц казался самым ярким и активным месяцем, одновременно который формировал финальную версию проекта бюджета.

И наконец в конце сентября 2011 года окончательный проект бюджета 2012-2014 гг. был вынесен на заседание Правительства НСО. Собственно с этого начинаются публикации на эту тему в моем блоге.

28.09.2011 Правительство региона утвердило проект бюджета Новосибирской области на предстоящие три года

29 сентября, если не ошибаюсь, мы успешно направили проект Закона в Законодательное Собрание НСО. Началась совместная работа по рассмотрению законопроекта, результат которого я рассказывал в этих статьях. Итак.

12.10.2011 Проект бюджета-2012 – на общественный совет

01.11.2011 Бюджет преткновения (первое чтение)

Для того чтобы Вы понимали процесс принятия расскажу в двух словах. Принятие проекта закона о бюджете НСО предполагает 3 чтения. В 1 чтении утверждаются основные параметры (расходы и доходы в целом), ко второму подготавливается огромный пакет поправок к бюджету и Закон принимается во втором чтении. Третье чтение имеет чисто технический характер.

Итак продолжаю рассказывать о самых важных событиях по этому вопросу.

23.11.2011 Бюджет - 2012. Политические амбиции оказались выше профессионализма?

24 ноября Законопроект был принят во втором чтении с учетом около 150 различных поправок.

24.11.2011 Бюджет со знаком плюс (второе чтение)

И наконец.

01.12.2011 Бюджет Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013-2014 принят в третьем окончательном чтении (третье чтение)

Закон получил номер 169-ОЗ и вы можете ознакомиться с ним по этой ссылке. Добро пожаловать.

Вот такой получился обзор и поверьте он действительно в "двух словах".

Но завершена ли наша работа над бюджетом на 2012-2014 гг? Безусловно, нет. Уже в январе текущего года был вынесен законопроект, который вносит изменения в бюджет на 2012-2014 гг. в части нового повышения заработной платы в основе. И это не последнее внесение изменений, которое планируется в этом году. Работа в этом направлении будет продолжена вплоть до окончания этого года.

P.S. А ведь уже в мае этого года стартует разработка бюджета на 2013-2015 гг. Но это уже совсем другая история. =)

До связи и добрых Вам мыслей.

2 комментария

dkuznec

K‑A-F‑F, попилили уже?


lordglyk

K‑A-F‑F, молодец, Женя. Прозрачность работы — самое главное. Есть пара камней преткновения, но это уже лучше обсуждать за пределами тёрки.