Обсуждают в коллекции

Фильм «Фонтан» 81


Тёрка в тагах


Сейчас обсуждают

Друзья

Его(15) Общие(0) Хотят дружить(0)


  • but1k

  • DeDMaxopka

  • DiamonD-126

  • GreenStyle

  • katehon

  • MaN1MaN

Ещё →

Враги

Его(60) Общие(0) Обиженные(13)


  • 20176

  • 39644

  • 70470

  • 97204

  • Alekceu

  • Aliens13

Ещё →

На странице: 24 48 96

Большая Тёрка / Мысли /

Личная лента

фото

Savenko

хорошее
Портрет жителя

психология

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Было бы досадно израсходовать этот единственный шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию — тем более обидно, что глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек на тавтологию эту готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и «спасибо» не скажут.

Иосиф Бродский. Нобелевская лекция

15 комментариев

Наш город

Юмор

Не знаю, может быть это уже было, но мне понравилось, почти всё так и есть))
Итак,
Вы живёте в Новосибирске, если:
Ваш город не такой большой, как Москва, не такой красивый, как Питер, но в нём тоже есть метро!
Улица Планировочная в вашем городе пересекает сама себя.
читать далее
Улица Кирова находится в Октябрьском районе, Сад Кирова – в Ленинском, музей Кирова – в Железнодорожном, ДК им.Кирова – в Заельцовском, площадь Кирова, как ей и полагается, в Кировском. А улицы Ленина, Советская и Октябрьская расположены в Центральном районе.
У вас в городе много пешеходных переходов, но пешеходов пропускают только на одном, том, что у "Зебры".
В вашем городе есть улица Лыщинского, на которой нет ни одного здания.
Москва и Европа для вас не только город и часть света, но и Торговые центры.
Вы запросто можете сходить "в" Фестиваль.
Узнаете погоду на НГСе.
В общественном транспорте смотрите мультики.
Жалуетесь на нехватку красивых памятников, фотографируясь между ног рабочего с факелом.
В вашем городе есть площади Пименова, Лунинцев, Кондратюка, инженера Никитина, Лыщинского, Райсовета, Трубникова и Энергетиков, но вы о них никогда не слышали… хотя проезжаете через них каждый день.
Несмотря на обилие площадей неизвестным людям, есть два немаленьких района, в которых нет ни одной площади. А люди, даже в центре города, заскакивая в автобус, просто спрашивают "До площади доеду?" (И получив утведительный ответ, уезжают в совершенно ненужном направлении).
Перед тем, как поехать в незнакомое место, смотрите ДубльГИС (а не Гугл-Earth и часто говорите: "ооо, да, это конец географии".
Об улице "Блок-пост" ни разу не слышали, но она существует в вашем городе!
В Тупиках находятся такие личности как Циолковский, Войков, Греков, Державин и Красин.
Из разговоров с таксистами ночные пассажиры из других городов узнают, что их везут из Толмачево через дальний мост, потому как ближний разводной.
Вместо того, чтобы ремонтировать дороги - вешают знак-треугольник "неровная дорога".
Ленинская ветка вашего метро повторяет историю страны - от площади Маркса Вы едете на Студенческую первых революционных движений, затем на Речном Вокзале братки-матросики топят "Потемкин" и вскоре устраивают Октябрьскую революцию, выходя на площадь Ленина и Красный Проспект, по которому через Гагаринскую недолгого расцвета попадаете на "Заельцинскую".
Вы работаете с девяти утра, но знаете, что если выехать до начала рабочего дня за час, то вы опоздаете на полтора, а если выйти за полтора часа, то приедете на час раньше.
Ближайший к Вам неформальный клуб называется "Мой личный Столичный".
Называете "Горской" неопределенный участок с половину Левобережья, а тропинку вниз по склону на ней - "горнолыжным комплексом".
До Тайваня можно доплыть на резиновой лодке за полчаса.
Для Вас "шлюз" и "ГЭС" - это микрорайоны.
Вы слышали об AVON и Oriflame гораздо больше, чем хотели бы.
Часто зовете свой город просто Энском.
В Вашем городе есть дом Ленина, где Ленин никогда не жил.
Знаете, что лучшая в мире команда КВН была в НГУ.
Кто-то из Ваших родственников учился с Агузаровой в одной музыкальной школе и в одном институте с Ревякиным.
Знаете, что здесь жили сестра Цветаевой, сын Черненко, и еще... да, еще племянник Чингисхана… и сестра Олега, который из Иванушек.
Точно знаете, что центр России - это часовня на Красном.
Студенческая у вас ассоциируется с хот-догами и запахом Пян-се.
Если вы называете бордюры – поребриками. Правда, в этом случае можете оказаться и питерцем.
Можете всерьёз обсуждать, где "лучше экология" - в карьере Мочище или у завода химконцентратов.
Ваш город "компактно" расположился между Нижней Ельцовкой, Верхней Ельцовкой, просто Ельцовкой и Заельцовкой.
Вторую взлётно-посадочную полосу аэропорта строят уже 20 лет. А когда достроят вторую, закроют на ремонт первую.
Главные городские борцы с Хомосексуализьмом - аборигены Первомайки, Затулинки и Расточки бороться с пороком выходят в эластичных сетчатых маечках системы "педовка" или вовсе с голым торсом.
Если от ул. Ипподромской до ипподрома на общественном транспорте можно доехать всего за час, а если повезет - то и за сорок минут.
Каждая десятая машина в городе – не японская.
Вы знаете три Мочище в пределах НСО, причем с ударением на И.
"На Владимировской" означает то же, что "в психушке".
"Эс сэвэн эйрлайнс" для вас то же самое, что и авиакомпания «Сибирь».
Знаете, что в Бердске есть новосибирские номера телефонов.
У одного из университетов вашего города во дворе стоит вертолёт, а в учебном корпусе – самолёт и не один…
7 комментариев

Жванецкий "Демократия в России"

Жванецкий, Юмор

Водяной

великие актеры

Крупский сотоварищи (Анатолий Крупнов) - Я ОСТАЮСЬ

Песни

Винни-Пух идет в гости

Мульт, Юмор

- Так ведь это же я...

- Что значит я? Я бывают разные!

- Я — значит я...Винни‑Пух.

- Ты в этом уверен?

- Ну конечно!

2 комментария

Проблема человеческого существования и любовь человека к человеку

психология, книги

Отрывок из последней рукописи С.Л. Рубинштейна "Человек и мир" (1959 г.) Тем, кто не любит думать, читать не советую.

Моральное отношение к человеку — это любовное отношение к нему. Любовь вы­ступает как утверждение бытия человека.

читать далее

Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек, фундаментальнейшее и чистейшее выражение любви, любовного отношения к человеку заключено в формуле и в чувстве: «Хорошо, что вы существуете в мире». Свое подлинное человеческое су­ществование человек обретает, поскольку в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека. Любовь выступает как усиление утверждения человеческого существования данного человека для другого. Мо­ральный смысл любви (любви мужчины и женщины) в том, что человек обретает исключительное существование для другого человека, проявляющееся в избира­тельном чувстве: он самый существующий из всего существующего. Быть люби­мым — это значит быть самым существующим из всего и всех.

Любовь оказывается новой модальностью в существовании человека, посколь­ку она выступает как утверждение человека в человеческом существовании. Что­бы существовать как человек, человек должен существовать для другого не как объект познания, а как условие жизни, человеческого существования. Напротив, акт или чувство ненависти, презрения есть отказ в признании, полное или частич­ное перечеркивание бытия человека, значимости его бытия. Ненависть есть иде­альная форма изничтожения, морального «убийства» человека.

Любовь в ее «онтологическом» содержании — это процесс вычленения из сплетения зависимостей целей и средств особого, неповторимого существа данно­го человека. Любовь есть выявление этого образа человека и утверждение его су­ществования. С началом любви человек начинает существовать для другого чело­века в новом, более полном смысле как некое завершенное, совершенное в себе существо. Иными словами, любовь есть утверждение существования другого и выявление его сущности. В настоящей любви другой человек существует для ме­ня не как «маска», т. е. носитель определенной функции, который может быть ис­пользован соответствующим образом как средство по своему назначению, а как человек в полноте своего бытия. Любовь моя к другому человеку есть утвержде­ние его существования для меня и для него самого. Он перестает быть одним из... Это новый способ его существования, и я своим поведением утверждаю его как такового. Такова «сущность» любви, такова любовь в своем чистом виде. Отсю­да — «феноменология» и критика реальной любви как такового явления, в котором сущность любви осложнена, замаскирована и искажена привходящими об­стоятельствами.

Любовь к другому человеку выступает как первейшая острейшая потребность человека. Она выступает как оценка чувством, основывающаяся не на явлении только, не на непосредственном восприятии человека, а на раскрытии сущности человека, как зеркало, способное увидеть подлинную сущность человека. Прозре­ние и познание сущности другого человека происходит через те человеческие от­ношения, в которые вступает любящий. Любовь иногда бывает выявлением об­раза любимого — часто невидимого для других людей — не потому, что любящий поддается иллюзии, а потому, что он выявляет те стороны, которые не выясня­ются для других людей в тех деловых отношениях, в которых выступают лишь функциональные свойства человека как «маски». «Полюби нас черненькими, бе­ленькими всякий нас полюбит» — подлинный смысл этого положения в том, что­бы любить человека не за тот или иной поступок, встретивший одобрение или по­рицание других людей, который может быть случайным, а за него самого, за его подлинную сущность, а не за его заслуги. Любовь есть утверждение другого чело­века и заключенного в нем способа отношения к миру, к другим людям, а тем са­мым мое отношение к миру, к другим людям преломляется через отношение к лю­бимому человеку.

Радоваться самому существованию другого человека — вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде: «Хорошо, что Вы существуете в мире...» Но уже вслед за радостью от самого существования человека — хотя бы далекого и недоступного — приходит другая, более конкретная, а потому или более полная или более обедненная радость — радость от более или менее интимного общения с ним, в процессе которого общими у двух людей становятся и радости и печали ка­ждого из двух любящих друг друга людей. Здесь в любви происходит сплетение, перекрест двух противоположных тенденций. Одна имеет место тогда, когда в природном чувственном влечении происходит распад всех человеческих надстро­ек. Другая — когда природная основа служит силой, которую ничто надуманное не может превзойти; эта тенденция служит решению этических задач, выявлению в любимом всего хорошего, что есть в человеке, и порождению — естественному и необходимому — любовного к нему отношения, в котором этически формируется любящий. В этом случае природное выступает как основа той огромной душевной надстройки, питающей источник лирики, поэзии и т. д.

Платонизм выступил за отождествление добра только с духовным, а зла — с чувственным. Таким образом, добро не проникает в сферу чувственной действи­тельности и исчезает дифференциация добра и зла в сфере духовного. Где же на­ходится разрешение этой антимонии? В любви — половой"— у мужчины и женщи­ны тоже есть своя функция, но использование человека в любви по его функции, точнее, признание его существования только как носителя этой функции — это не любовь, а разврат, сама суть его. Плоха, низка чувственная любовь не потому, что она чувственна, а именно сведение в ней человека к одной функции, т. е. превра­щение человека в «маску». Это и есть отрицание человека и самой сущности под­линной любви. Не обращать человека в маску — такова первая заповедь этики, утверждать существование человека во всей полноте его бытия. Для нелюбящих в ходе жизни человек выступает по преимуществу в своей функции, которого со­ответственно ей используют по своему назначению как средство.

В любви, как в фокусе, проявляется факт невозможности существования чело­века как изолированного «я», т. е. вне отношения к другим людям. Любовь ребен­ка к матери (бабушке) — это прежде всего общность жизни, жизнь как сообща осуществляемый процесс. Но дело здесь не только в том, что они вместе участву­ют в жизни, а в том, что один живет через другого, что удовлетворение всех по­требностей ребенка осуществляется через мать, бабушку, что в ней источник всех радостей для ребенка. Сексуальные, природные связи (матери к ребенку и т. д.) являются силами, проявляющими другого человека, а не только сексуального партнера, во всем многообразии отношений, в которые он включается жизнью, и соответствующих качеств, значимых для любящего. Любовь выступает как при­страстный проявитель (в одном случае это осуществляется действием природной силы, природной потребности, в другом — воспитанного гуманным правом чувст­ва) всех хороших качеств в двояком смысле. Во-первых, она их вызывает к жизни, во-вторых, она делает их более видимыми для любящего (или делает любящего более зорким к ним). Важно при этом, что речь идет о проявлении лучших ка­честв не только в любовных отношениях, но и во всех планах жизни, во всех сфе­рах человеческой деятельности. Любовь мужчины к женщине, матери к ребенку — это природная основа этического отношения человека к человеку, которая затем выступает как преломленная через сознание и обогащенная, проникнутая богат­ством всех человеческих отношений к миру, к задачам своей деятельности, труда.

Однако, как говорилось, сами природные связи как таковые не объясняют все­го смысла человеческой любви. Здесь любовь может легко попасть в западню. «Он — мой, а я — его», склонна сказать любовь, и с этой психологией собственно­сти ревность лишь ждет случая, чтобы ужалить любящего. От ее терзаний при всех условиях может освободиться лишь тот, кому всегда доступно, кто всегда способен вернуться к исходному выражению любви, раскрывающему самую ее основу: радостному утверждению самого существования другого человека. Сила страсти, природного чувственного влечения одновременно и источник тяжких пре­грешений и духовной широты, способности к пониманию и сочувствию. Напри­мер, если сравнить чувственных, страстных людей, их доброту и снисходитель­ность к другим, их понимание трудностей, страстей и заблуждений других людей и «сухих» добродетельных пуритан, их сухость, черствость и безжалостность к людям, то преимущество явно будет на стороне первых. Как же может быть най­дено разрешение коллизии между действием — то положительным, то разруши­тельным — природных сил и способностью человека к радостному утверждению существования другого человека как такового?

Это и есть проблема «ближнего» и «дальнего» или любви к ближнему и даль­нему, любовь и проблема индивидуальности и общности. Противопоставление любви к ближнему и дальнему очень многозначно. Оно означает, во-первых, раз­личение любви к конкретным людям и абстрактную любовь к людям вообще. Это есть не что иное, как идеалом прикрытое и оправданное безразличие, сухость, чер­ствость и жестокость по отношению ко' всем людям, с которыми человек реально соприкасается и которым он мог бы реально помочь. Это — с высоты далекого, в будущее, в бесконечность и недосягаемость изгнанного идеала оправданное бес­сердечие к людям в настоящем, в действительности. Это соотношение вскрывает связь любви с реальным бытием людей.

Противопоставление возможно и в другом смысле: любовь к ближнему — это привязанность к своим присным, к тому, с кем сжился, это расширенный эгоизм, который близостью к другому заслоняется, снимает вопрос об оправданности, о ценности этических критериев. Это есть любовь к ближнему, противопостав­ленная любви к дальнему, к идеалу, любовь к человеку, которой нет дела до того, что представляет собой любимый, какому делу он себя отдает. Здесь снимается вопрос о том, к чему и к кому, какого морального облика человеку возникает лю­бовь, снимается привержением к родственным, семейным привязанностям, для которого всякие этические оценки, качества остаются по ту сторону добра и зла. Здесь происходит отказ от воякой избирательности: кто мне близок, тот и хорош. Эта любовь — пленение, любовь к одному человеку как эгоизм вдвоем, как обо­собление от всех людей. Такая любовь, равно как и любовь к дальнему, освобож­денная от любовного отношения к ближнему, в равной мере не могут быть оправ­даны. Противопоставление любви к ближнему любви к дальнему есть в одном случае утверждение существенности только непосредственного контакта, в дру­гом — образа человека, абстракции, идеала, противопоставленного самому реаль­ному человеку. Однако философия (мировоззрение) человека и его поведение, поступки, иногда совпадая, выражают и усиливают друг друга, а иногда приходят в противоречие. Согласно Мальбраншу, существует философия человеческого поведения — каждый поступок человека есть скрытое (имплицитное) суждение о «боге».

Снятие этого противопоставления заключается в том, чтобы в ближнем узреть и вызвать к жизни дальнего человека, идеал человека, но не в его абстрактном, а в его конкретном преломлении. Говоря иными словами, это значит в ближнем уви­деть идеал в его конкретном выражении. При этом нужно судить не только по яв­лениям как таковым, по поступкам, подвергшимся одобрению или неодобрению, а от «явления» перейти к сущности человека. Желание в ближнем, любимом, близком увидеть любимый идеал и способствовать его созданию есть, по сущест­ву, возврат к общественной функции, но только очень высокого, благородного по­рядка, не принижающий к будничным функциям, делам, а возвышающий. Здесь соединяются, сливаются любовь к человеку и любовь к правому делу, любовь к человеку как борцу за правое дело. Здесь соединяются конкретность личного и всеобщего, общественное выступает в конкретно-личностном преломлении и воплощении. Каждый человек в конкретной ситуации со своей позиции видит мир и относится к нему. Здесь любовь, как утверждение другого человека, есть утверждение конкретной, в человеке воплощенной истины (добра).

В бесконечной мягкости и бесконечной требовательности любви проявляется особое творческое отношение к человеку, субъекту, поскольку оно способствует утверждению бытия человека все более высокого плана, все большего внутренне­го богатства. В самой общей форме это вообще характеризует отношение к друго­му человеку: другой человек, будучи дан как объект, вызывает к себе отношение как к субъекту, а я для него — объект, которого он, в свою очередь, принимает как субъекта.

Отсюда обратимость этических человеческих отношений. Поскольку человек существует как человек только через свое отношение к другому человеку, по­скольку человечность человека проявляется в его отношении к другому, отноше­ние к другому должно быть таким же, как к самому себе. Говоря точнее, отнесись к другому так, как ты хочешь, чтобы он относился к тебе*. Именно здесь в полной мере обнаруживается человек как единичное существо, сохраняющее свою еди­ничность и поднимающееся до уровня всеобщности.

1 комментарий

Почему аборигены съели Кука

высоцкий, Песни, Юмор

10 комментариев

М. Фрейдкин "Эта песня"

Шансон, Юмор, Фрейдкин

М. Фрейдкин "О зубном протезе"

Шансон, Юмор, Фрейдкин

Sue Foley "Queen Bee" (live)

blues

В.С. Высоцкий "Корабли"

Песни, русский рок , высоцкий

В.С. Высоцкий "Золотой альбом" 2002

русский рок , Альбом, Аудио, Рок , высоцкий

Исполнители: В. Высоцкий, ансамбль «Мелодия» п/у Г. Гараняна

Запись 1973-1974 гг.

Треки:

01 - Утренняя гимнастика
02 - Она была в Париже
03 - Скалолазка
04 - Москва-Одесса
05 - Ноль семь
06 - Белое безмолвие
07 - Здесь лапы у елей дрожат на весу
08 - Моя цыганская
09 - Еще не вечер
10 - Корабли постоят и ложатся на курс
11 - Песенка о переселении душ
12 - В холода, в холода
13 - Ну вот, исчезла дрожь в руках
14 - Кони привередливые
15 - Дом хрустальный

1 комментарий

Про любовь

психология, мои мысли

Посвящается Маше, которая помогла мне связать эти мысли в одно целое. Хотя она об этом и не подозревает)

В этом тексте предпринимается попытка психологического определения такого любопытного понятия, как любовь. Здесь не будет никаких чувственных сентенций, восторженных воздыханий и прочей поэзии, поэтому всем, кто считает себя романтиками, я совершенно искренне советую этот текст не читать.

План изложения следующий: сначала разберем общее понятие любви, затем выделим особенности эротической любви (как одного из видов любви), и в завершении рассмотрим несколько самых распространенных заблуждений в отношении эротической любви.

читать далее

Необходимо также заранее отметить, что в данном анализе мы изначально основываемся на выделении в психике человека двух взаимосвязанных сфер: бессознательной и сознательной. Сознание является отличительным свойством человеческой психики и означает понимание своего поведения субъектом. То есть человек отдаёт себе отчет в том, что он делает, почему и зачем он это делает. Бессознательная (или животная) часть психики – это наследство нашего развития как биологического вида. Бессознательные действия совершаются, грубо говоря, по инстинктивному механизму типа «щёлк-зажужжало», когда конкретный стимул запускает соответствующую ему реакцию. При этом подавляющая часть наших повседневных действий совершается именно по бессознательной схеме. Однако чем более у человека развита осознанность, тем более он сам определяет свою жизнь и тем он более человечен и менее биологичен, т.е. в его психике меньшее влияние имеет животная составляющая.

Далее, поскольку любовь предполагает сознательное отношение к партнеру или объекту, о неё можно говорить только в человеческом измерении, но никак не в животном. Способность любить является исключительно человеческой прерогативой, животные любить не способны (как бы этого ни хотели все владельцы домашних животных).
1. Итак, первое, что сразу же бросается в глаза при анализе явления любви, – это потрясающая неразработанность данного вопроса в психологической литературе при широчайшем спектре различных точек зрения в обыденной жизни. О любви говорят практически все, но каждый под этим явлением понимает что-то своё и это абсолютно исключает достижение какого-либо консенсуса в этом вопросе. Под понятие «любовь» сейчас подпадает всё, что угодно: от «просто потыкаться» (выражение нашей «золотой молодёжи») до любви к богу и всему существующему.

С другой стороны, в современной психологической науке фактически отсутствуют какие-либо серьезные работы, посвященные теории любви, за исключением лишь книги Эриха Фромма «Искусство любить», вышедшей уже более полувека назад.

2. В своей книге Фромм выделяет следующие виды любви:

- братская любовь

- материнская

- эротическая

- любовь к себе

- любовь к богу

отталкиваясь от этой идеи, рассмотрим вначале то общее, что характерно для всех вышеперечисленных видов любви.

На мой взгляд, это общее содержание любви можно выразить с помощью следующих трех положений:

- безусловное принятие

- положительное отношение

- отражение себя в другом.

3. Безусловное принятие означает, что если я люблю какого-то определенного человека, то я принимаю его самим по себе, т.е. таким, какой он есть. Вне зависимости от того, как он себя ведёт, как он выглядит, что говорит, как относится ко мне. И вне зависимости от того, любит ли он меня в ответ. Безусловное принятие означает, что я не выставляю никаких условий своему любимому человеку, я люблю его просто потому, что он есть (и это является единственным условием моей любви). Это положение наиболее отчётливо проявляется в материнской любви и наименее отчётливо – в отцовской (в традиционном её понимании). В норме мать принимает ребёнка таким, каким он рождается. Отец же принимает ребёнка в том случае, если тот отвечает его условиям.

Безусловное принятие подразумевает уважение любимого человека, т.е. отсутствие стремления его переделать, подстроить под себя. Безусловное принятие - это убеждение в том, что любимый человек хорош таким, каков он есть.

В свою очередь, уважение любимого человека предполагает признание его права самому определять свою жизнь и самому отвечать за свои решения перед самим собой. Ни один человек не вправе отдавать другому свою ответственность за свой выбор и ни один человек не вправе принимать на себя чужую ответственность за другого человека. Но всё это, безусловно, не исключает оказание помощи в трудных ситуациях развития, в особенности, если речь идет о детском воспитании.

Отступление первое:

Между прочим, безусловное принятие лежит в основе установки любого профессионального психолога. Смысл этой установки хорошо передает слоган моего бывшего преподавателя по юридической психологии (и по совместительству судьи районного суда): «Плохих людей нет». При этом на неизменный вопрос студентов: «А как же разные убийцы, насильники, маньяки и т.д.?», он также неизменно отвечал: «Я не утверждаю, что все люди хорошие, я говорю о том, что нет плохих людей». Здесь надо понимать, что эта установка не является какой-то детской наивностью, а является необходимым условием работы психолога и с преступником, и с обычным клиентом. Без такой установки просто невозможен психологический контакт.

4. Положительное отношение – это самое простое для объяснения условие любви. Оно означает, что если я люблю какого-то определенного человека, то мне становится хорошо оттого, что хорошо ему. Это условие предполагает действительное знание любимого человека, т.е. знание тех причин, ситуаций, обстоятельств, которые для него по-настоящему благоприятны, которые способствуют его жизни и развитию.

5. Отражение себя в другом – это самое сложное для объяснения условие любви. Его невозможно понять логикой, а нужно «прочухать» (т.е. внутренне прочувствовать).

Смысл данного условия в том, что если я люблю какого-то определенного человека, то я вижу себя в этом человеке как в зеркале. То есть я вижу, что наша с ним внутренняя природа тождественна. Здесь надо хорошо понимать, что это убеждение не означает слияния с другим человеком. Мы остаёмся двумя самостоятельными сущностями, разными людьми, но мы разделяем нашу общность существования. Мы тождественны в том, что мы оба ЕСТЬ (т.е. что мы оба живём), но мы различны в том, ЧТО мы есть (т.е. как мы оба живём).

6. Эти три положения (безусловное принятие, положительное отношение и отражение себя в другом) характерны для всех без исключения видов любви. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то любовь в таких отношениях отсутствует, хотя может присутствовать что-то другое (влюблённость, например).

Эти три условия присутствуют и в любви к самому себе. При этом необходимо чётко понимать, что любовь к себе не является синонимом эгоизма, это совершенно два разных явления (подробнее об этом можно почитать в работе Фромма). Если я люблю самого себя, то это означает, что:

- я принимаю себя таким, каков я есть (первое условие)

- я знаю те условия, при которых мне действительно хорошо (второе условие), и я умею узнавать это состояние и отличать его от всех внешних социальных предписаний. Например, все в обществе считают, что бег трусцой – это благоприятно, но, если я знаю, что для меня это в действительности не так, что мне плохо, когда я бегаю трусцой, то я осознаю этот факт и не меняю своё внутреннее отношение из-за мнения остальных.

- я осознаю самого себя, свою внутреннюю природу, т.е. я знаю, кто я (третье условие).

Эти три условия присутствуют и в любви к миру, к существованию в целом. Если я люблю этот мир, то это означает, что:

- я принимаю всё происходящее со мной таким, как оно происходит (первое условие). Это не означает пассивности, это лишь означает отсутствие жалоб, страданий и выдвижения ультиматумов своей жизни. Это означает определенную смелость, когда человек понимает, что любой день его жизни может быть для него последним, что с ним в любой момент может произойти всё, что угодно. Я планирую, действую и достигаю, но я осознаю тот факт, что я могу не достигнуть своей цели и я принимаю этот факт как данность.

- я не навязываю миру свою волю, не сожалею о том, чего у меня нет, а использую то, что жизнь даёт мне. То есть не борюсь с существованием, а доверяю ему, сотрудничаю с ним (второе условие).

- я осознаю своё внутреннее тождество с миром, родство своей внутренней природы со всем существующим (третье условие).

7. Особенности эротической любви (как одного из видов любви).

Эротическая любовь, т.е. любовь к сексуальному партнеру, является одним из видов любви и основывается на всё тех же трех положениях, которые мы разобрали выше. Однако она имеет свои особенности, которые и выделяют её как самостоятельный вид любви. То есть, кроме тех же трех положений, ей дополнительно присущи следующие два момента:

- половое влечение к партнеру

- тождество ценностно-смысловой сферы.

Первая особенность вполне понятна: она основывается на инстинкте продолжения рода (т.е. бессознательном половом влечении), однако проявляясь на сознательном уровне, в чисто человеческом чувстве любви, она приобретает некое новое качество. Влечение к любимому человеку качественно отличается от влечения к самке (или самцу), имеющего своей целью чисто сексуальное удовлетворение. Собственно, тому, кто это знает, объяснять ничего не требуется, а тому, кто не знает, ничего и не объяснишь. Поэтому просто отметим эту разницу.

Вторая особенность (тождество ценностно-смысловой сферы) означает, что в норме сексуальный партнер в эротической любви – это не просто партнер по постели, но и спутник по жизни. Соответственно, наше третье условие (отражение себя в другом) в эротической любви проявляется более широко, т.к. совместное повседневное существование с другим человеком предполагает общность не только на самом фундаментальном уровне (как внутреннее тождество), но и общность более содержательную – на уровне ценностей и жизненных смыслов. Это не означает внешнего сходства, совершенно не обязательно, например, увлекаться одним стилем музыки или пить один сорт чая. Это означает, прежде всего, сходство в отношениях к самому себе, к миру и к окружающим людям (т.к. смыслы и ценности – это, по сути, всегда определенные отношения к чему-либо). Поэтому наиболее чётко наличие второй особенности можно выяснить при ответе на вопрос о смысле жизни. Если два человека видят смысл своей жизни примерно в одном и том же, то это и есть первый признак тождества их ценностно-смысловой сферы.

Кроме того, из второй особенности эротической любви вытекает обязательное требование к её взаимности (в отличии, например, от братской любви). Поскольку никакое нормальное совместное существование без взаимности в принципе невозможно.

Интересным моментом здесь также является характер этого отражения: с одной стороны, человек видит другого так, как он сам относится к себе. Если, например, он воспринимает себя как несамодостаточную «половинку», которой для полноценного существования нужна мифическая «вторая половинка», он будет видеть другого как «половинку». Если же человек воспринимает себя цельным существом, он и в другом будет видеть полноценного человека.

Но с другой стороны, при этом сходство всё же должно быть реальным, настоящим, а не воображаемым (как в случае со влюбленностью).

Отступление второе:

Хорошей иллюстрацией того, как третье условие (отражение себя в другом) проявляется в эротической любви, может послужить сказка Шарля Перро «Хохлик». По её сюжету Хохлик был уродлив, но умён, принцесса же была красива, но глупа. Когда Хохлик полюбил принцессу, она стала умной. В свою очередь, когда принцесса полюбила Хохлика, он стал красивым. Таким образом, смысл сказки как раз в том и заключается, что любить человека, не похожего на себя, невозможно. Две разные «половинки» не дают целого. Если один человек любит другого, то он видит себя в этом другом.

8. Рассмотрим теперь наиболее распространенные заблуждения, касающиеся эротической любви.

Заблуждение первое: «существует любовь с первого взгляда», либо (что то же самое) «влюблённость – это любовь».

Разобрав условия любви и особенности эротической любви (как одного из видов), нетрудно понять, что эротическая любовь предполагает хорошее знание внутренних особенностей любимого человека. Эротическая любовь вообще невозможна без знания ценностей и смыслов другого человека, это её вторая особенность, без неё невозможно более-менее длительное сосуществование двух людей. В свою очередь, любовь с первого взгляда (или влюблённость) – это как раз и есть типичный пример бессознательной реакции «щёлк-зажужжало», которая свидетельствует о наличии подходящего полового партнера для спаривания (самца или самки), но не о наличии любимого человека. Стимулом здесь выступает подходящий внешний вид партнера, подтверждающий его репродуктивную способность, хорошее качество генного материала (V-образная фигура у мужчин, 8-образная – у женщин и т.д. и т.п.). Более подробно об этом можно почитать, например, в книге Джека и Линды Палмер «Эволюционная психология: Секреты поведения Homo Sapiens».

Здесь интересным моментом является то, что бессознательный характер реакции не исключает возникновения иллюзии той самой общности, о которой было написано выше (тождества ценностно-смысловой сферы). На незнакомого (по сути) человека, выбранного исключительно по биологическим репродуктивным признакам, бессознательно переносится свой образ любимого человека, который так или иначе, но в любом случае присутствует в воображении каждого. Расплата за несознательность в этом случае неизбежна.

Заблуждение второе: «мужчины полигамны, а женщины – моногамны».

Во-первых, полигамность/моногамность является биологической характеристикой человека, обусловленной условиями естественного отбора. Соответственно, полигамность/моногамность – это свойство биологического вида в целом, а не отдельных представителей этого вида. С биологической точки зрения, человек по своим признакам является, безусловно, полигамным существом, при этом полигамными являются и мужчины, и женщины.

Во-вторых, утверждение «мужчины полигамны, а женщины – моногамны» логически противоречиво. Полигамность предполагает сношения одного индивида с несколькими индивидами противоположного пола. Но если количество женщин и мужчин примерно одинаково, а женщины моногамны, то с кем, спрашивается, должны тогда еще сношаться мужчины? Это утверждение могло бы быть логичным, если бы количество женщин значительно превышало бы количество мужчин.

Кроме того, само разделение человеческой психики на мужскую и женскую имеет смысл именно на биологическом, животном уровне (т.е. на уровне бессознательного). Однако, как уже выше отмечалось, чем более развито у человека сознание, тем менее для него характерны инстинктивные варианты поведения. Соответственно, если мы ведём речь о любви, как о сознательном чувстве, то в проявлениях этого чувства у мужчин и у женщин будет больше общего, чем отличного. Т.е. больше общечеловеческого, чем различий в поведении самца и самки. Таким образом, эротическая любовь предполагает наличие единственного партнера, а полигамность исключает эротическую любовь в принципе.

Заблуждение третье: «эротическая любовь означает привязанность».

Если мы вернёмся немного назад и вспомним три общие условия любви (безусловное принятие, положительное отношение и отражение себя в другом), то станет совершенно понятно, что они исключают какую бы то ни было привязанность, но предполагают обязательное наличие свободы.

Свобода сама по себе является условием для развития любого человеческого существа, только свободный человек может нести ответственность перед собой и другими и только свободный человек может быть счастливым человеком. Привязанность означает ограничение, установление границ и обозначение каких-то дополнительных условий существования. Ограничение свободы в норме не даёт ничего хорошего для роста человека (если не принимать во внимание случаи патологического мазохизма). Таким образом, утверждение «эротическая любовь означает привязанность» полностью противоречит всем трем общим условиям любви.

Привязанность имеет своё назначение на биологическом, животном уровне психики: без взаимной привязанности самцов и самок друг к другу и к детёнышам, последние не смогли бы выжить в свой самый беззащитный период после рождения.

Но, опять же, на сознательном уровне, любой нормальный человек всегда сопротивляется любым попыткам ограничить его свободу. Любовь возможна только на сознательном уровне. Следовательно, любовь и привязанность – не совместимы в принципе. Любовь невозможна без свободы, привязанность убивает любовь.

Безусловное принятие означает признание свободы развития любимого человека и свободы уникальности его жизненного пути.

Положительное отношение означает признание свободы самовыражения любимого человека и его способности самому определять свой путь.

Отражение себя в другом означает признание своей ответственности перед собой за свою собственную жизнь как обратной стороны своей свободы самовыражения. И соответственно, исключает сбрасывание своей ответственности на другого.

П.С.: любые дополнения и замечания по сути всего вышеизложенного категорически приветствуются)

8 комментариев

М. Фрейдкин "Сквернослов"

Песни, Юмор, Фрейдкин

Пара слов о политике...

Песни, Юмор, Фрейдкин

9 комментариев

Никто не хотел умирать (последний концерт)

Летов, Песни

Гердт

великие актеры

вы жалкая ничтожная личность!

Врача вызывали?

Юмор

ай, Якубович, молодца! Смеётся

Шаов "Телевизор"

Песни, шаов, Юмор

...а точней: какая сволочь нам его изобрела?

Шаов "О народной любви"

шаов, Юмор, Песни

Водить вас надо по пустыне лет еще пятьдесят, пока не вымрут те, кто голосовал...

Muddy Waters "Deep down in Florida" (из альбома "Hard Again")

Песни, Лучшие блюзовые альбомы, blues

Muddy Waters "Hard Again" 1977 (Лучшие блюзовые альбомы 25)

blues, Лучшие блюзовые альбомы, Блюз, Аудио, Альбом

Лучший блюзовый альбом, записанный отцом чикагского блюза, завершает эту серию.

Треки:

1. "Mannish Boy" (Bo Diddley, London, Muddy Waters) - 5:23
2. "Bus Driver" (Abrahamson, Morganfield) - 7:44
3. "I Want to Be Loved" (Dixon) - 2:20
4. "Jealous Hearted Man" (Morganfield) - 4:23
5. "I Can't Be Satisfied" (Morganfield) - 3:28
6. "The Blues Had a Baby and They Named It Rock & Roll" (Brownie McGhee, Morganfield) - 3:35
7. "Deep Down in Florida" (Morganfield) - 5:25
8. "Crosseyed Cat" (Morganfield) - 5:59
9. "Little Girl" (Morganfield) - 7:06
10. "Walkin' Through The Park" (Morganfield) - 3:55

Состав:

Muddy Waters – vocals & guitar
Johnny Winter – guitar & production

James Cotton – harmonica

Pinetop Perkins – piano
Bob Margolin - guitar
Charles Calmese - bass
Willie "Big Eyes" Smith – drums

От издателя:

Морганфилд Маккинли, более известный как Мадди Уотерс - один из патриархов американского блюза, музыкант, по значимости и влиянию сравнимый с Робертом Джонсоном. Песни Мадди

2 комментария

Slayer "Raining Blood"

Песни, лучшее в металле