Называть детей "цветами жизни" уже в порядке вещей, только вот сложно себе представить, насколько разными могут быть "клумбы" и "удобрения" у этих цветов. Интереснейший документальный фотопроект, посвященный этой теме, был инициирован журналистом Крисом Бутом (Chris Boot) и фотографом Джеймсом Моллисоном (James Mollison) из Соединенных Штатов. Так, они проехались по миру, и сделали серию снимков, объединенных общим названием "Где спят дети" (Where Children Sleep). Поразительное и познавательное зрелище, способное дать ответ на некоторые вопросы из категории "куда катится мир" и "что за молодежь нынче пошла". Уровень жизни детей изначально всегда определяется семьей, родителями или воспитателями. И только потом ребенка формирует общество, так сказать, закаляет. Каким же новый человечек придет в это самое общество, зависит от домашней атмосферы в целом, и детской комнаты, в частности. Мой дом - моя крепость, и вот, собственно, какие "крепости" достались ребятам из разных стран и социальных слоев, попавших в фотопроект "Где спят дети" (Where Children Sleep).
1) Восьмилетний Харрисон из Нью-Джерси - счастливый ребенок с собственной комнатой, напичканной разнообразными игрушками, замечательной кроватью-автомобилем, о которой мечтают все мальчишки его возраста и, очевидно, любящими родителями, поскольку малыш опрятно одет и причесан, и за разбросанные игрушки его никто не наказывает. К слову, очень может быть, что в семье Харрисона есть прислуга, которая и убирает в комнате мальчика, и купает его, и причесывает. Беззаботное детство, что может быть лучше?
2) Этому же малышу не так повезло, как его сверстнику с предыдущей фотографии. Спит он на матрасе в чистом поле, как и вся его семья, прибывшая в Италию из Румынии. Деньги на билеты они выпрашивали у прохожих, сейчас же зарабатывают тем, что моют стекла автомобилей на светофорах. Разумеется, ребенок не ходит в школу, но его семья не считает, что это нужно, - никто из них никогда не сидел за партой. Документов, как и образования, у этой семьи также не имеется, а значит, и легальной работы, а значит, денег, нормальной еды, одежды и лекарств тоже...
3) В нищете и разрухе, в провинции Юньнань, живет и семья китайского мальчика по имени Донг. Ребенок спит в одной комнате с родителями и старшей сестрой, ходит в школу, расположенную в 20 минутах ходьбы от дома, любит петь и писать сочинения. Его семья владеет маленьким участком земли, где выращивает рис и сахарный тростник, но карьера земледельца Донга не привлекает. Он любит смотреть телевизор по вечерам, и мечтает о карьере полицейского.
4) Ребенка с этого снимка можно принять за Маугли, взрощенного волками. Но нет, это семилетняя девочка по имени Индира, семья которой живет в Непале, в Катманду. Семья очень большая и очень бедная, поэтому работать должны все, от мала до велика. И малышка Индира с трех лет зарабатывает деньги, трудится на гранитном карьере вместе с еще двумя сотнями таких же детей из бедных семей, как и она. Так, шесть часов девочка проводит на работе, затем помогает матери в доме, который состоит из одной комнаты и большого матраса, на котором спят все дети. Также она ходит в школу и мечтает стать танцовщицей.
5) А это - палестинская девочка по имени Духа, которая живет в лагере беженцев в Хевроне с родителями и одиннадцатью братьями и сестрами. Духе 10 лет, она живет в комнате с пятью сестрами, ходит в школу и мечтает о карьере детского врача. Дом их семьи был разрушен израильскими военными после того, как ее брат Мухаммед, террорист-смертник, убил себя и еще 23-х мирных жителей в 1996 году в результате теракта против израильтян. Фотография на стене комнаты - это и есть Мухаммед, герой семьи.
6) Цвика, девятилетний мальчик из Израиля, живет в семье ортодоксальных евреев, в поселении Бейтар-Иллит, и спит в комнате с двумя братьями и сестрой. Их многоэтажка полностью заселена такими же ортодоксами. Здесь запрещены газеты и телевидение, а учебной программой - еще и спорт. В школу, которая в двух минутах от дома, мальчика возят на машине. После учебы он идет в библиотеку и читает религиозную литературу. Естественно, в такой обстановке ребенку больше не о чем мечтать, кроме карьеры раввина.