Большая Тёрка / Мысли / Matveyka / как выдумаете?
Matveyka,Да мы отстаем от Америки минимум лет на 50 в развитии что уж об этом говорить...Что касается НПЗ:
Не секрет, что большинство НПЗ, доставшихся российским НК с начала 90-х, не модернизировались и давно перестали соответствовать современным требованиям - в частности, по объемам выработки светлых нефтепродуктов. Но если раньше эта проблема не стояла слишком остро, то с началом стремительного роста легкового автопарка (именно этот фактор, помимо удорожания нефти и толкал цены на бензин вверх) прежде всего за счет иномарок, то в последние годы игнорировать ее стало нельзя. Стоит напомнить, что еще недавно эксперты рассуждали о грядущем дефиците моторного топлива. Например, всего два года назад ЛУКОЙЛе прогнозировали, что при сохранении текущих тенденций на рынке уже в 2010 году страна превратится в импортера бензина, а его стоимость может вырасти до 40-50 рублей за литр. И хотя официально этого самого дефицита не было и нет, всем известно, что доля фальсификатов (красивый эвфемизм для более грубого слова "бодяга") в отдельных российских регионах достигает 50%.
Несмотря на это до сих пор, нефтяные компании за редкими исключениями (ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз) не слишком охотно занимались модернизацией своей переработки. И причина не только в огромных затратах (до 500 млн долларов на один НПЗ), но и в отсутствии последовательной политики государства в области регулирования рынка, не подвигающего НК инвестировать в эту область. В том числе, регулярный перенос введения более жестких технических регламентов к топливу (в частности, с 1 января в России должен был заработать стандарт "Евро-3", но его введение было отложено на два года).
Из-за подобной политики, в частности, ЛУКОЙЛ, наладивший выпуск дизельного топлива стандарта "Евро-4", вынужден в полном объеме вывозить его в Финляндию из-за отсутствия спроса внутри страны.
Очевидно, что дальше тянуть с решением этих проблем нельзя (помимо деградации промышленности неплохо бы, наконец, задуматься и об автомобилистах, вынужденных заправляться бодягой, гражданах, ею же дышащих), несмотря на кризис, оборвавший бодрую динамику отечественного авторынка последних лет и поставившего НК в непростое финансовое положение.
Дело в том, что помимо колоссальных финансовых затрат (для приведения всех российских НПЗ на выпуск топлива стандарта "Евро-5", введение которого в Европе было запланировано уже на этот год, надо порядка 50 млрд долларов), потребуется немало времени - не менее 5-6 лет. Но чтобы нефтяники начали вкладывать эти деньги, государство должно занять более последовательную позицию в регулировании сектора и, что не менее важно, создать систему экономических стимулов. Например, дифференцировать акцизы на топливо различных экологических классов, как это с успехом делают в США или Европе.
В противном случае, Россия рискует потерять шансы на ликвидацию своего технического отставания от развитого мира (который к тому же всерьез готовится пересесть на электромобили), а ее граждане - возможности заправлять свои автомобили гарантированно качественным топливом и дышать более-менее свежим воздухом. Право на последнее, к слову, закреплено российской Конституцией.