Текст на стене китайского магазина отдежды: «Хо! Хо! Это самые лёгкие десять долларов, которые я когда-либо зарабатывал в своей жизни»! Здесь в Окленде поражает неумение многих представителей отнюдь не древнейшей профессии IT специалиста пользоваться Google для решения простейших технических задач. То, мне кажется, результат разницы в системах образования. Если в России в нормальных университетах плотно учат думать, то здесь больше прикладным методам. Грубо говоря, наши способны изобрести велосипед, а местные уже знают, из чего и как его в наши дни лучше всего сделать. Серьёзные проблемы возникают, когда нужен особенный велосипед, скажем, пригодный для езды по шпалам.
Кивос, условно назовём так местного специалиста, будет долго чесать затылок и морщить лицо, методом тыка пытаясь разобраться, как заставить обычный велосипед ехать меж железнодорожных путей, проводить исследования, ошибаться, с серьёзным видом говорить начальству, что ему нужно больше времени для выполнения этой задачи. В университете не было такого варианта.
Человек с русским образованием и соответствующим складом ума, вспомнит какой-то мультфильм из детства и через пять минут «гугления» однозначно определит, что название студии «Пилот» и мультфильм про Колобков-сыщиков, узнает расстояние между шпалами и их профиль — вуаля, спецсредство готово! Другое дело, что наш человек присядет частично в лужу на обычной задаче. Ведь на лекции он не ходил и про современные методы постройки обычного велосипеда забыл, а то и не знаком с ними вовсе.
Восемьдесят процентов задач типовые и над их решениями не нужно думать — это занимает двадцать процентов времени. Оставшиеся двадцать процентов задач из разряда нетривиальных,и решения у них оригинальные — они занимают восемьдесят процентов времени. Принцип Парето, как мне кажется, и здесь работает. Имея в конторе представителей обеих сторон силы, кивоса и русского, можно прийти к усреднению параметров и в общем-то к балансу.
Поэтому здесь, за границей, так ценится creativity, а в России опыт и усидчивость. Какая система образования лучше, я понятия не имею. Знаю, что обе работают. В моём нынешнем положении хочется верить, что всё же возможно на своём примере доказать работодателю существование третьего типа супер-служащих, которые сочетают новозеландский опыт и русскую смекалку. И, самое главное, в условиях надвигающегося кризиса договориться о супер-цене.