... простых новосибирцев. Неравнодушные поклонники и противники у здания есть даже сегодня, спустя почти 15 лет после его сдачи.
О вкусах не спорят. В конце-концов, даже Эйфелеву башню многие парижане поначалу приняли в штыки. На мой взгляд, интереснее другое. Пообщавшись с создателями проекта и получив уникальный пакет документов, проследить, — как изменялась концепция и облик здания, которое стало одним из символов Новосибирска начала третьего тысячелетия.
1. Новосибирск, несмотря на свой «столичный статус», вышел из советской эпохи довольно низкорослым. Всего-навсего четыре — такова средняя этажность города, согласно рейтингу компании 2ГИС. Высотки в Новосибирске не строили из-за устоявшихся планировочных традиций. Но не только. До сих пор бытует странное мнение, что «небоскрёбы» могут представлять опасность для заходящих в «Толмачёво» самолетов. Тормозящую роль играет и серьёзная административно-бюрократическая инерция: к примеру, нормы пожарной безопасности. Нужны были и современные технологии, материалы, строительные навыки… И финансовые средства, наконец. В общем, к концу XX века «небоскрёбами» в Новосибирске считалось всё, что выше 9 этажей.
2. Безусловным лидером с 1985 года было 74-метровое здание 23-этажной гостиницы «Новосибирск» на привокзальной площади. Сооружение, надо признать, абсолютно типичное и неинтересное. Поэтому совсем немудрено, что в начале века XXI-го новостройка на Коммунистической, 50 произвела фурор не только рекордной высотой. Вызовом казалась и яркость здания, фасад которого впервые был покрыт цветным стеклом. Яркость по тем временам — дерзкая и выходящая за рамки серого городского пейзажа.
3. Первый новосибирский жилой «небоскрёб» возвела компания АТОН. Она возникла в начале 90-х годов на базе подразделения мощного советского строительного треста №30. И к концу десятилетия новый бренд уже имел в городе крепкую репутацию. Среди заметных объектов АТОНа — международный терминал аэропорта Толмачёво, производственные здания шоколадной фабрики и ВИНАПа, реконструкция здания оперного театра и другие. Строила компания и жилые дома комфорт-класса на правом берегу Оби.
4. В 1996 году после успешной реконструкции гимназии №1 директор АТОНа Александр Крымко и тогдашний глава Центрального района Игорь Люзенков пришли к соглашению. Строительная фирма получила площадку на Октябрьской, 81 в обмен на несколько квартир в будущем доме, которые после окончания строительства передали администрации района. А 25 июля 1996 года постановлением мэра Виктора Толоконского АТОНу под строительство был передан ещё один участок на улице Коммунистической — треть гектара. Город оценил участок в 3 миллиарда неденоминированных рублей (после реформы 1998 года эта сумма превратилась в 3 миллиона).
На месте будущего «Бэтмена» на Коммунистической тогда стояли два деревянных двухэтажных жилых дома, один из которых позднее сильно пострадал от пожара. Деревянные здания 1906-07 годов постройки были ещё довольно крепкими, но страшно далёкими даже от малейшего намёка на комфорт. Расселили их позднее довольно быстро, обитатели бараков получили квартиры на Серебренниковской, на ОбьГЭСе, всё обошлось без скандалов, как часто бывает сегодня.
5. Январь 1996 года.
Работа над новым «жилым домом с административными помещениями» началась в 1996 году. В качестве проектировщика была выбрана архитектурная фирма — мастерская Александра Долнакова. В начале готовили обоснование для градостроительного совета и смотрели, не нарушит ли новая стройка законы по охране памятников старины. Кстати, по наброскам самых первых вариантов видно, что авторы проекта планировали вписать в ансамбль те самые бараки.
6. Никакой высотности на старте проектирования и в помине не было. На эскизном плане — 9-этажный 36-квартирный дом и административная четырёхэтажка.
7. Один из вариантов, представленных архитектурному совету, был таким — договориться с владельцами соседних земель и создать единый ансамбль, застроив целый квартал. Новосибирск того времени высоток просто не знал. Соответственно, и на этом эскизе — густая застройка и эксплуатируемая кровля. Планам кооперации по разным причинам не суждено было сбыться.
8. Февраль 1996 года.
Появляется первый вариант с высотным зданием.
9. План типового этажа и пентхауса с эксплуатируемой кровлей.
10. Проект по-прежнему сохранял историческую застройку (пару двухэтажных зданий).
11. 11 июня 1997 года на заседании градостроительного совета Новосибирска были представлены как приземистый, так и высотный варианты. Это была настоящая битва — мнения резко разделились. Корифеи традиционного градостроительства выступали против устремлённости вверх. Ссылались на старый регламент Гражданпроекта, который ограничивал рост застройки центра города предельно скромными четырьмя (!) этажами. Свои аргументы, конечно, приводили и оппоненты: говорили, что молодой город, у которого не было сотен лет для раскачки, развивается очень бурно на сломе экономических формаций.
Кстати, не было единства и среди корифеев. К примеру, о том, что городу нужны высотные силуэты заявил легендарный зодчий, проектировщик Академгородка, улицы Богдана Хмельницкого, кукольного театра, главный архитектор Новосибирска в 1971–1987 годах Александр Михайлов. Он предрекал активную застройку второго плана Красного проспекта высокими зданиями (и, в общем, оказался прав).
В итоге бурных дискуссий решение всё же приняли в пользу высотного варианта. Был утверждён эскизный проект и дан старт проектированию.
12. Искусственно вытягивать здание вверх никто не стремился (поначалу в доме планировалось 17-18 этажей). Авторы проекта, разумеется, понимали, что объект в любом случае станет высотной доминантой. Но не ставили перед собой задачу проектирования самого высокого здания Новосибирска.
Жилое Г-образное 17-этажное здание было запроектировано в сборно-монолитном каркасе с бесбалочным перекрытием системы «куб» с монолитным ядром жёсткости. На каждом этаже было по 4 квартиры свободной планировки.
13. Тогда же возникла идея фасадного остекления и башни наверху, как силуэтного завершения 17-этажного жилого здания.
14. Северный фасад общественного фрагмента представлял собой зеркальную стену-экран, с включением в неё фрагментов, имитирующих снесённые постройки.
15. Улица Коммунистическая, вид со стороны Серебренниковской. Возле здания регионального управления ФСБ как будто прогуливается сам Николай II.
16. А на этом эскизе дорогу к дому купца Сурикова переходит дама с собачкой.
17. Виды с коммунального моста и со стороны улицы Кирова.
18. Кстати, высотный вариант проекта посчитал оправданным и Виктор Тимонов, нынешний главный архитектор Новосибирска (а в те годы — глава комитета по земельным ресурсам и землеустройству Новосибирска).
19. Архитекторы вычерчивали и «линии взгляда» — или, по-научному, схему визуальных коммуникаций: каким образом башня будет видна с разных точек прилегающих улиц.
20. На основе принятого варианта был создан макет.
21. 22. На объёмном макете проект высотки вписывался в окружающую застройку.
23. На стадии эскизного проектирования здание предполагалось сделать асимметричным. Однако, когда начали делать расчёты для рабочей документации, от асимметрии пришлось отказаться: вариант не укладывался в нормы жёсткости конструкции и ветровых нагрузок. В итоге сечение сделали простым прямоугольником 18 на 72 метра. А проект в целом пережил серьёзный кризис, о нём — чуть ниже.
24. Октябрь 1998 года.
Поиск визуального образа нового варианта.
25. 26. Зародилась идея нависающего над Коммунистической фасада административного здания.
27. Варианты надстройки.
28. Вид с Красного проспекта.
29. Ноябрь 1998 года.
30. Вид с Октябрьского моста и со стороны улицы Кирова.
31. 32. Административная часть здания.
33. Техническая экспертиза выявила неравномерную осадку грунта. Возведение асимметричного здания в его однобашенном варианте на ограниченной площадке могло обернуться как креном самого этого строения, так и вызвать осадку соседнего здания. Отвечавшая за инженерную часть проекта фирма Сергея Сергеева «ССС» («Сибирские строительные системы») выполнила расчёты, по которым для уравновешивания нагрузки требовалось симметричное решение. Только к декабрю 1998 года было готово порядка 40% однобашенного проекта. Переделать его (фактически же — заново спроектировать здание) предлагалось за два месяца, причём накануне и во время празднования нового 1999-го года.
34. Как вспоминает главный инженер проекта Игорь Поповский, руководитель мастерской Долнаков поставил задачу оперативно переделать проект и пообещал подкрепить срочность финансово. Сделать это за два месяца было практически невозможно. Поповскому запомнилась шутливая реакция команды на задание Долнакова: «Александр Петрович, а вы до Барнаула на велосипеде за два часа доедете? Нет? А если подкрепить финансово?..» Но шутки-шутками, а деваться всё равно было некуда.
Так начался напряжённый поиск симметричного варианта.
35. Этот вариант похож на московский торгово-деловой комплекс «Смоленский пассаж», открытый в 1998 году.
36. Большое количество балконов. Вид со стороны улицы Свердлова.
37. Вид с Красного проспекта.
38. Правый эскиз — это уже практически окончательный вариант, который и был воплощён в построенном здании. За исключением надстройки, конечно же.
39. Январь 1999 года.
Переломный момент в формировании образа здания. Именно на этом листе главный архитектор проекта Александр Баранов впервые зафиксировал эскиз с двумя башнями.
40. Сначала вариант с близким расположением башен друг от друга...
41. ...а после основной вариант, где башни разнесены по сторонам здания.
Сам автор, правда, заметил, что вышло подобие «новорусской распальцовки» — так называемой «козы». Но Долнакову вариант понравился. Нарисованный от руки на новогодних каникулах эскиз пошёл в работу. Началась переделка проекта. Работа заняла весь февраль. Готовый проект главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский подписал в марте 1999 года, на старте строительного сезона.
42. На основе утверждённого варианта была создана компьютерная трёхмерная проекция здания.
43. По замыслу Баранова, в проекте должны были читаться элементы конструктивизма, образцы которого представлены в «Доме с часами», что по соседству. Но при этом здание отличалось бы общим сдвигом в сторону «хай-тек».
44. К примеру, одна из технологичных задумок — рекуперация тепла в башнях, там планировалось создать теплообменные камеры, при помощи которых до 70% тепла возвращалось бы обратно в дом. Такое решение использовал, к примеру, знаменитый Норман Фостер. Но заказчик новосибирского здания идею не принял.
45. Вариант строительства крытой надземной парковки на 100 автомобилей. Вид с улицы Коммунистической.
46. Март 1999 года.
Компьютерное внедрение здания в ландшафт. По завершению «стадии П» (так архитекторы называют этап проектирования) начались строительные работы, заливка фундамента. Одновременно создавались рабочие чертежи инженерных коммуникаций.
47. Вид со стороны станции метро Октябрьская.
48. 29 января 2000 года.
Профессор кафедры геодезии Сибстрина Геннадий Асташенков контролировал просадку конструкций на стадии строительства, а потом и всего возведённого здания на протяжении нескольких лет после сдачи.
За весь почти пятилетний период наблюдений с мая 2000 года наибольшая осадка не превысила 11 сантиметров. Это более чем вдвое меньше разрешённого уровня: строительные правила допускают осадку многоэтажных гражданских зданий с полным стальным каркасом на сплошной фундаментной плите в пределах 22,5 см.
49. Май 2000 года.
Строительство будущего «Бэтмена» вызвало локальный конфликт с жильцами соседнего дома на улице Свердлова (в своё время он был построен для сотрудников органов госбезопасности). Однажды местные жители устроили бунт, повалив бетонный забор вокруг стройплощадки. Был случай, когда в сторону стройки даже кто-то стрелял из пневматического оружия. Причём, весомых аргументов у протестующих, по сути, не было. Новый дом вырос фактически на месте свалки. Солнце соседям высотка не загораживала, так как располагалась с северной стороны от них. Городские власти протест не поддержали. Понятно, что некоторое время стройка издавала шум, но это было единственным и временным неудобством.
50. 23 июля 2000 года.
Металлический каркас здания спроектировал тогдашний замдекана строительного университета Сергей Гладков.
51. Январь 2001 года.
52. Вид со стороны улицы Максима Горького.
53. Эта фотография, особенно если перевести её в ч/б вариант, напоминает виды строительства небоскрёбов в Нью-Йорке в 30-х годах ХХ века.
54. 6 апреля 2001 года.
55. Расчётная общая масса металлоконструкций составляла около 1400 тонн. Причём железа для стройки запланировали с изрядным запасом, тонн на 200. В Новосибирске выполнить такой заказ не взялось ни одно предприятие, в итоге его привезли из Новокузнецка, с завода «Кузнецкие металлоконструкции».
56. Вид с крыши «Дома с часами».
57. С «Болгарского дома» на площади Ленина.
58. 59. Оператором 100-метрового крана работала женщина.
60. Май 2001 года.
61. Июнь 2001 года.
В центре Новосибирска относительно недалеко от высотки на Коммунистической начало расти ещё одно высокое здание — будущая штаб-квартира сибирского отделения Сбербанка.
62. 6 июня 2001 года.
Сфотографировать строительство «Бэтмена» удалось и лично мне, тогда ещё подростку. Я сделал этот кадр на простую плёночную мыльницу «Кодак», которую взял с собой совершенно случайно.
63. 15 июня 2001 года.
В Новосибирске формируется новый скайлайн.
64. 26 июня 2001 года.
Начало остекления здания.
65. Летом 2001 года проект пережил новый кризис, который привёл к разрыву с мастерской Александра Долнакова. Причиной стали классические разногласия «художников» и «технарей». По словам главы АТОНа Александра Крымко, авторы проекта в какой-то момент начали пытаться влиять на технический аспект реализации своих идей, к примеру, на выбор материалов и так далее. Заказчику такая ситуация не понравилась. Эстафета архитектурно-проектировочного сопровождения перешла к компании «ССС». Правда, функции главного архитектора проекта некоторое время выполнял Игорь Поповский, но недолго. К примеру, он посчитал, что те же «хай-тек» новшества вроде рекуперации натыкаются на инерцию строительной системы. В итоге конструкторские функции в проекте стал выполнять руководитель фирмы «ССС» Сергей Сергеев, а его сотрудник Эдуард Сысолин — обязанности архитектора проекта.
66. Июль 2001 года.
Панорама правого берега. Старый железнодорожный мост через Обь.
67. Ход работ на объекте контролируют сотрудники «Сибирских строительных систем».
68. Поиск вариантов фасадных решений вёл Эдуард Сысолин.
69. Стальной каркас башен выполнила компания «Нолекон-Монтаж Новокузнецк».
70. Итоговое решение.
71. 72. Визуализацией финального этапа проектирования здания занимался Эдуард Сысолин. В частности, жёлтые металлические вставки на башнях — его идея. По его словам, они появились из-за желания сделать отсылку к существующей застройке ул. Коммунистическая. Изначально они должны были быть более спокойные, не такие яркие. И главное — соединяться наверху, но из-за антенн связи было принято решение их срезать.
73. Август 2001 года. Вид со стороны станции метро Октябрьская.
74. Сентябрь 2001 года.
С остеклением фасада здания также были проблемы. Цветное стекло сначала пробовали найти в Саратове, но безуспешно. Сам Новосибирск обеспечить «Бэтмен» нужным стеклом не мог, однако свою роль сыграли специалисты Академгородка. Они предложили метод рефлекторного покрытия. При нём на стекло напыляются частицы металла в камере с глубоким вакуумом в электростатическом поле. В Академе, впрочем, не могли обеспечить необходимый объём выпуска такого стекла и заказ разместили в одном из томских институтов.
75. 25 ноября 2001 года.
Витражи из стеклопакетов прямо на площадке собирала группа студентов-строителей. Размер самого большого витража был 7,2 на 3,3 метра.
76. Согласно первоначальному замыслу Александра Баранова, остекление фасада должно было быть выполнено в коричневой гамме — так, чтобы в зеркальном материале отражалось небо. Эффект, правда, пропадал бы сразу при открывании окон. Кстати, архитекторы предлагали заказчику проекта вариант с монолитным внешним контуром остекления, чтобы окна в доме не открывались совсем. Но такой вариант (довольно стандартный для мирового «небоскрёбостроения») у нас посчитали слишком радикальным и совершенно неприемлемым.
77. Алюминиевые профили для крепления стеклопакетов изготовили на новосибирском заводе «Тяжстанкогидропресс». Кстати, любопытная деталь. Создатели «Бэтмена» некоторое время всерьёз рассматривали красивую идею приобрести списанный самолёт Ан-24, переплавить его и использовать «крылатый металл» в конструкциях здания. В итоге, правда, купили обычный алюминиевый лом.
78. 27 ноября 2001 года.
79. Первоначальную планировку здания сделал Игорь Поповский. Там были предусмотрены просторные холлы в центральной части здания — небывалая роскошь для Новосибирска. Впрочем, после перепроектировки всё изменилось и пришлось максимально рационально «уплотнять» жилые помещения. Финальные планировки «Бэтмена» — дело рук Эдуарда Сысолина. В результате получилось получить 9000 кв. м под квартиры.
80. Планы рекуперации энергии и размещения оборудования для неё в башенках, как уже было сказано выше, реализованы не были. Была идея разместить в башнях смотровые площадки, но позже они стали частью многоуровневых квартир.
81. Январь 2002 года.
Ночной Новосибирск. С башен «Бэтмена» даже видны полосы аэропорта «Толмачёво».
82. Многие операции на жилой высотке осваивали прямо в процессе строительства. Нормы техники безопасности приходилось адаптировать к жизни прямо на ходу и даже на весу. Однако никаких серьёзных замечаний и претензий у трудовой инспекции во время строительства здания не возникло.
83. Апрель 2002 года. Ось Красного проспекта.
Был запущен рекламный видеоролик по продаже квартир в новом доме.
[
видео]
84. «Бэтмен» вырастает над администрацией Новосибирской области. Справа видно старое здание филармонии.
85. Май 2002 года.
Жилой дом на Коммунистической, 50 стал одним из пионеров девелоперского «бума» — примерно в это время город начал бурно строиться.
86. Июль 2002 года.
87. 88. 1 ноября 2002 года.
Впервые в практике жилищного строительства Новосибирска в отделке «Бэтмена» использовали керамогранит. В то же время этим материалом облицовывали главный корпус горбольницы. Керамогранит тогда был новинкой и для страны в целом. Панели у нас использовали чешские и маленькие — 30 на 30 см. Большие (60 на 60) стоили невероятно дорого.
89. Декабрь 2002 года.
В здании в итоге получилось 18 «основных» этажей, 19-й этаж — это второй уровень квартир 18-го. На двадцатом расположены так называемые «студии художника», которые, впрочем, стали частью административно-жилых помещений. Наконец, технические помещения на 21-м этаже и венчающие башню микро-клетушечки для оборудования. В башнях хотели открыть ресторан, но идея разбилась о сложности получения разрешений от пожарных и других контролирующих органов. В итоге в одной из башен разместился офис. Часть технических площадей арендует ФСБ. Обустроен в башне и трёхуровневый пентхаус площадью 470 квадратных метров. Кстати, как раз во время написания поста помещения в башнях были выставлены на продажу, но по совершенно запредельным для Новосибирска ценам — несколько десятков миллионов рублей.
90. 24 января 2003 года.
91. Довольно нетривиальной задачей после завершения строительства «Бэтмена» стал демонтаж строительного крана. Он был пристяжным — крепился непосредственно к стенам высотки. В условиях плотной городской застройки его нужно было аккуратно и осторожно отсоединить и сложить стрелу с ювелирной точностью.
Перекрёсток Октябрьской магистрали и Серебренниковской. Слева достраивается здание Сбербанка.
92. Июнь 2003 года.
Строительство административного здания. Проект офисно-торговой пристройки к «Бэтмену» был создан позднее плана основного здания. И это — студенческая работа! К моменту разработки административной части комплекса сотрудничество с мастерской Долнакова АТОН уже прекратил. Эскизы «ССС» общего одобрения также не получили. В итоге было решено обратиться в архитектурную академию. Среди студентов 3-го курса провели конкурс, получили 30 свежих «незамыленных» эскизов, и один из них был воплощён (небезвозмездно для автора, конечно). Девушку-студентку пригласили довести свой проект до ума во время летних каникул, сделать чертежи. Студентка не умела ещё даже «Автокадом» пользоваться, для начала ей пришлось освоить программу, а потом уже доработать проект.
93. «Бэтмен» почти готов, но ещё без жёлтых направляющих.
На финальной стадии строительства возник ещё один вопрос: куда жильцы будут вешать кондиционеры, если фасад полностью стеклянный? Возникла такая идея — в центральном холле оборудовать трубу-колонну на всю высоту здания для размещения внешних блоков кондиционеров с решётчатым полом и перекрытием. Это позволило бы обеспечить необходимый воздухообмен для работы кондиционеров. К сожалению, или к счастью, эта идея не была реализована.
94. Сентябрь 2003 года — дом сдан!
95. Жить в нём считается престижным. Всего в здании сейчас 65 квартир и 80 машино-мест подземной парковки. Высота 87,9 метров. До 2015 года дом был самым высоким в Новосибирске. И, как самый заметный, получил множество прозвищ в диапазоне от «штепселя» до «синего дома». Но основательнее прочих прижилось привычное нам — «Бэтмен».
96. Автор фотомонтажа на этом и на заглавном фото:
Владимир Кучин97. Авторы проекта получили диплом градостроительного конкурса «Золотая капитель». У здания есть не только горячие поклонники, но и яростные критики, которые не могут смириться с его «постмодернистским вызовом».
98. Хотя с тем, что дом на Коммунистической, 50 стал для Новосибирска одним из знаковых символом неоднозначной эпохи начала XXI века, не спорит, пожалуй, никто.
Большое спасибо всем за помощь в сборе информации!
Отдельное спасибо Александру Крымко, Сергею Сергееву, Петру Долнакову, Игорю Поповскому, Евгению Иванову, Владимиру Паршукову и Александру Сверщевскому!
Смотрите также:
•
История проектирования Новосибирского театра оперы и балета•
История строительства новосибирского театра оперы и балета (1932-1945)•
История строительства Коммунального моста через Обь в Новосибирске (1951-1955)•
История строительства новосибирского метро•
История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)Подписывайтесь на мой instagram:
@stepanovslava