Тема Средневековья – это сейчас как «Обитель зла-22». Что ни снимай, всё равно будут зевать и морщиться. Тема заезжена до предела, и всё дорого, дорого и очень дорого. Тут и такие блокбастеры, как «Властелин колец», и десятки фильмов и сериалов, в том числе китайских, корейских, японских, турецких, которые перетирают каждую раз найденную «фишку» по 10-му разу. И последний гвоздь в крышку гроба – «Игра престолов». И всё это поглощает наш зритель. До отвала. До пресыщения. Понятно, что чего-то принципиально новое делать или там интеллектуальное – рискованно. Вот и сняли для подростков (плюс-минус): просто, доступно, на хорошем техническом уровне, с динамичным сюжетом, батальными сценами, «жесть», «кровишша» и любовь на шкурах – всё в наличии. Опять же, не забываем, что «мы строим общество с традиционными ценностями», то есть, православное (на остальные конфессии денег, видимо, не хватило). И – «попали»! «Попали», потому что фильм окупился и даже дал прибыль.
На каждом сайте и в каждой второй рецензии критикуют создателей фильма за «историческую недостоверность», и это смешно. Профессиональные историки почти ничего не знают о том периоде Древней Руси, зато, похоже, у нас тут сотни очевидцев и ветеранов в блогах сидят.
для любителей истории
Только, к сожалению, Русь в то время была землёй бесписьменной и периферийной, к тому же полностью деревянной и регулярно сгорала дотла. Единственный источник, который рассказывает о том времени – «Повесть временных лет», созданная византийским монахом Нестором лет на 150-200 позднее и, вероятно, основанная на сказаниях да на преданиях изустных.
Говорит эта летопись следующее:
«В год 6495 (987). …И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», — и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, называемом мечетью. Стоят там без пояса и, сделав поклон, садятся и глядят туда и сюда, как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не хорош закон их. И пришли мы к немцам и видели их службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы бабка твоя Ольга крещения, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»…
в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь… И послала к нему царица сказать: «Если хочешь взять град сей, крестись»… По божественному промыслу разболелись в то время у Владимира глаза, и не видел ничего, и скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга этого». Услышав это, Владимир сказал: «Если же так и будет, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя… Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Васильеве, а другие и по-иному скажут… Владимир же взял царицу… вернулся в Киев. И когда пришел, повелел повергнуть идолы — одни изрубить, а другие сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. …Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения … Затем разослал Владимир посланцев своих по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».
Это всё.
Трактовать это можно как угодно (и трактуют, со времён Михайлы Ломоносова и до наших дней), и дать объяснение рациональное, и политическое, и торговое, и мистическое, и комическое (как это сделал Салтыков-Щедрин в «Истории одного города»), и про то, что «веселие на Руси есть питие», и главная причина в этом, и можно сделать из этого трагедию, детектив, мелодраму, комедию – всё что угодно и в любом ключе. Авторы сделали боевичок для подростков – почему нет?
Можно ли верить летописи? Историков она всегда нимало удивляла двумя, по-крайней мере, загадками: во-первых, ни в одной скандинавской летописи или саге не упоминается ни о Рюрике, ни о завоевании Руси («Гардарике», или «Стране городов» (ого?!) ). Во-вторых, ни в одной византийской летописи нет ни слова о крещении Руси, хотя это должно было бы стать серьёзной победой византийской церкви, имперской политики и дипломатии. Впрочем, все средневековые хронисты писали историю «не как было, а как должно было быть», по мнению их и их сюзеренов. Так что Кравчук и компания не были первыми, что немного присочинил о князе Владимире и его времени.