Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Sergevna /
Школа на школу 2010, педсовет, О любимой работе, Работа над ошибками
Доброго вечера, класс!
С диктантом сегодня как справились? Впрочем, ладно, не для его обсуждения мы встретились. Поговорим про вчерашние занятия.
Первым уроком вчера у вас была литература, на которой вам было предложено
такое задание:
Многолетнее растение, состоящее из древесных волокон, придающих ему плотность и крепость, которое обладает специфическими свойствами, не вытекающими из законов природы и человеческих сил, плодоносит элементами одежды: валенками, гамашами, туфельками, башмаками, лаптями, вязаными башмачками, сапожками, чулками, калошками. А чем ещё?
Если быстро разобраться с описанием дерева, то всё сразу становится понятно: речь идёт об известном «Чудо-дереве» Корнея Чуковского.
Вспомним эту стихотворную сказку:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
В задании были перечислены почти все «плоды» этого дерева. Единственное, что в нём отсутствовало – ботинки. Следовательно, правильный ответ на вопрос «чем ещё плодоносило чудо-дерево?» - ботинками.
Следующим уроком у вас была геометрия, на которой вы помогали папе вредной девочки Тани починить столик. Полностью задача
звучала так:
Девочка Таня растёт сорванцом.
Вот и сегодня, поспорив с отцом,
Таня квадратный испортила столик:
Куски отпилила от ножек. Но столик
Остался стоять, пусть немного наклонно,
Но также касаясь всеми ножками пола.
У папы аж новые появились морщины:
У кусков всех отпиленных были разные длины.
Девочку Таню отец отругал,
Долго по полу кусочки искал.
Всё он облазил, но как ни смотри –
Кусочков от столика найдено три.
Один сантиметров лишь 8 в длину,
Второй – под диваном лежал, и ему
Сантиметров аж 9 досталось. А третий
С линейкой измерили – см ровно 10.
Чтоб стол починить, нам ещё один нужен.
Но Таня – малютка, а папа – простужен
И думать не может. Поможем ему!
Какую четвертый кусочек имеет длину?
Учтите, что Таня всё очень ровно пилила
(Параллелепипеды прямоугольные она получила).
И помните, столик стоял хоть наклонно,
Но ножками всеми касался он пола.
А вплоть до вмешательства маленькой Тани
Стол ровно стоял на полу четырьмя ногами.
Давайте вычленим из этого текста нужные нам данные: все отпиленные от ножек столика кусочки были разной длины, нам известно 3 из них – 8 см, 9 см, 10 см. При этом столик продолжал стоять на полу, касаясь его всеми подпиленными ножками.
Пусть A, B, C, D — концы исходных ножек столика, а A', B', C' и D' — подпиленных. Рисуем, дети, рисуем. Докажем, что AA' + CC' = BB' + DD'. Поскольку стол стоит, касаясь пола четырьмя ножками, точки A', B', C' и D' лежат в одной плоскости. Столик квадратный, значит, плоскости ABA'B' и CDC'D' параллельны. Следовательно, A'B' параллельно C'D'. Аналогично, B'C' параллельно A'D'. Таким образом, четырёхугольник A'B'C'D' — параллелограмм, и его диагонали пересекаются в общей середине O'. Пусть O — центр квадрата ABCD. Заметим, что отрезок OO' — средняя линия как в трапеции ACC'A', так и в трапеции BDD'B', а значит, AA' + CC' = 2OO' = BB' + DD'.
Теперь переберём возможные длины отпиленной части ножки, расположенной по диагонали от потерянной. При этом получим, что длина отпиленной части удовлетворяет одному из равенств 8 + x = 9 + 10, 9 + x = 8 + 10, 10 + x = 8 + 9, откуда x = 7, x = 9 или x = 11. Поскольку длины всех кусочков различны, x не равен 9, и остаются только варианты 7 и 11 см. Поскольку мы «лечим» конкретный столик, у его ножки может быть только одна их этих двух длин. Но любая!
Поэтому в качестве ответа принимались варианты 7 см и 11 см (а также их вариации).
Следующим уроком у вас была физика, на которой вам было предложено решить следующую задачу:
следующую задачу:
Учитель физкультуры Семён Петрович обожает подлёдный лов. Однажды на зимней рыбалке он сильно замёрз и решил развести на берегу костёр, дабы погреться. Но ни углей, ни бензина у него не было, а замёрзшие дрова никак не хотели загораться. Поэтому Семёну Петровичу пришлось пожертвовать остатками спирта, коим он пытался согреться раньше. Скажите, какую массу спирта пришлось сжечь Семёну Петровичу, если в результате его сгорания он сумел получить 8100 кДж теплоты.
Предложенными вариантами ответа были: 0,3 г; 0,33 кг; 0,03 кг; 3 кг; 300 г; 30 г; 27 г; 27 кг; 0,27 кг; 2700 г; 2,7 кг.
Формула для определения массы сгоревшего вещества легко выводится из формулы для нахождения полученного количества теплоты (Q=q*m) и выглядит так: m=Q/q (m – масса сгоревшего вещества, q – удельная теплота сгорания, Q – полученное количество теплоты)
Пояснение для тех, у кого возникли проблемы с ответом
Таким образом, учитывая, что условия задачи корректны, правильный ответ – 300 г.
На уроке ОБЖ, который вчера был у вас последним, вы проходили ориентирование на местносте по луне. Задача для проверки знаний
была следующей:
Новосибирский студент Непрухин, отправившись в традиционный летний поход недалеко от города, забыл взять с собой компас. И заблудился. Как назло, весь день небо было закрыто плотными свинцовыми тучами, за которыми полностью скрывалось солнце. Спустя некоторое время после заката тучи разошлись, и Непрухин увидел в небе тонкий месяц, похожий на отражённую букву "с". Что нужно сделать Непрухину, чтобы скорее вернуться к людям, если он помнит, что деревня, которую он проходил на пути в лес, находится примерно на востоке?
Чтобы определиться с направлением, нам нужно было знать только 2 вещи: если серп месяца похож на отраженную букву «с» - это растущая луна (иначе говоря - «молодая»); молодая луна появляется вечером на западе. Следовательно, чтобы выйти к деревне, Непрухину нужно было повернуться спиной к месяцу и идти прямо.
На этом мы сегодня заканчиваем, все вопросы сегодняшнего дня разберем на классном часе завтра. Кстати, завтра у вас последний день четверти, так что готовьтесь к контрольным по «любимым» предметам.
Если у вас есть какие-то вопросы по сегодняшней работе над ошибками, вы можете задать их.
Его ответ сошёлся с ответом нашей задачи, потому что была использована известная, признанная учебниками (а значит, и Министерством Образования) величина q — 2,7 кДж/кг.
Тогда уж 2,7*10^4 кДж/кг. И источник с этим значением попросите у вашего преподавателя, пожалуйста, и поместите сюда. А заодно можно и назвать этого преподавателя (ФИО, кафедра, учебное заведение) — может статься, что у нас есть общие знакомые, я же тоже работаю с сфере Высшей Школы. Этот преподаватель же уверен в своей правоте, не скрывается, так?
Но как быть с моим источником?
Гольдфарб Н. И. Сб. вопросов и задач по физике: Учеб. пособие. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982. — 351 с.
«Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для слушателей подготовительных отделений высших технических учебных заведений.»
И что делать было нам? Зачем такие вопросы В ПРИНЦИПЕ? Давайте ещё академиков‑материаловедов привлечём для полного просветления в этих вопросах. Я так полагаю, что этиловый спирт тоже может быть и бывает разный, оттого и разнящиеся удельные величины.
Уж извините, но складывается такое впечатление, что сначала придумали задачу с первой выдернутой из Интернет константой, посчитали, а потом усиленно начали подгонять теоретико‑экспериментальную базу под всё это.
Повторюсь — давайте придумывать (и/или проверять) технические задания технарям, а не гуманитариям. Я же не лезу своим рылом в калашный ряд с картинами Айвазовского, например.
Единственный способ сохранить лицо в данном конкретном случае — это анулировать результаты за этот вопрос.
«Замазать» проблему, замолчать — значит признать себя славными продолжателями традиций многочисленных «ляпов» предыдущих лет, не в суе будет сказано.
Rwolf, источник: учебник физики для 8 класса под ред. А.В.Перышкина, используемый в школах.
Повторюсь, условия задачи были проверены «технарём».
Поскольку источники из интернета далеко не всегда говорят правду, они не являются конечными источниками каких‑либо ответов и величин. Для этого достаточно признанной школьной учебной литературы и провверенных временем книг.
Sergevna, я привёл не скриншот откуда-то там, а лично отсканировал с моей книги в исходном, бумажном варианте. Если кто ещё не знает, я вообще не пользуюсь поисковиками до момента ответа, потому и борюсь за место уже в первой 200-ке, борюсь с "гугломанами" и их твинками, но речь сейчас не об этом.
Это общепризнанный задачник по физике, идущий в паре с изучением курса "физики типа трехтомного «Элементарного учебника физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга" (из предисловия к 4-му изданию). У меня пятое издание, вышеднее в 1982 году. А четвертое вышло аж в 1976.
Итого имеем: общепризнанное, допущенное Минобром пятое издание для абитуриентов ВТУЗов, вышедшее через 6 лет после четвертого (что говорит о ничтожно малом кол-ве опечаток и неточностей даже по жёстким советским рамкам книгоиздания), рекомендуемая к фундаментальному курсу авторитетного автора академика... У меня нет никаких оснований доверять данным из учебника Пёрышкина больше, чем моему изданию. И да, Пёрышкин родился ещё при царе, в 1902 году, а с тех пор точность измерений шагнула далеко вперёд. Может, так и оставили неуточнённые константы, ибо переписав их надо было переписывать и задания/задачи, а это муторно, и для школьников пойдёт - типо классика (в рамках предположения №1).
Ещё раз повторюсь, этиловый спирт бывает разный - разной степени очистки, разного содержания С2Н5ОН, разного содержания прочих жидкостей и примесей, разного способа получения... Ещё может быть разная среда горения и многое другое! Оттуда могут "расти ноги" разных констант (в рамках предположения №2).
А чтобы уже полностью удостовериться в истинном значении в рамках допустимой погрешности, то необходим ряд измерений в лабораториях калориметрии со всеми научными атрибутами - статистическим анализом экспериментов и проч. Очень сомневаюсь, что у нас в городе хоть кто-то когда-то занимался этим в отношении этанола. Приходится доверять константам из источников. Круг замкнулся.
Повторюсь, условия задачи были проверены «технарём».
Я так понимаю, этот таинственный "технарь" так и останется инкогнито? Тогда вопросов по его личности больше не имею и прочие свои небезосновательные предположения попридержу при себе.
========
Ну а если вы не хотите (а вы не хотите, я практически уверен) лезть во все эти дебри и дальше, то ещё раз прошу честно и внятно ответить всего на 1 вопрос:
И что делать было нам (в формате данного конкурса)? Зачем такие вопросы В ПРИНЦИПЕ?
Простого признания ошибки сочту для себя достаточным и отстану сразу после оного.
Иначе мы будем чувствовать себя так, как будто нас сначала невольно обманули, а после изо всех сил пытаются доказать, что так и надо.
Sergevna, во‑первых, школьная учебная литература не всегда права, смотреть здесь: http://uncle‑doc.livejournal.com/255322.html#cutid1
Во‑вторых, автор вам привел величину никак не из интернета а даже отсканил страницу из «Гольдфарб Н. И. Сб. вопросов и задач по физике: Учеб. пособие. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982. — 351 с.». В‑третьих, в подобных задачах всегда указывается либо где брать величины либо прямо написано, что принимать равным стольки‑то. В‑четвертых, это физика или где? Какие граммы? http://ru.wikipedia.org/wiki/СИ
Sergevna, поясните про ориентирование, почему для того, чтобы вернуться нужно идти на восток?
В условии написано «деревня, которую он проходил на пути в лес, находится примерно на востоке». А это значит, что лес также находится на востоке. И как только он пройдет деревню на пути в лес, то деревня будет на западе для него.
Чтобы вернуться в деревню нужно идти на ЗАПАД из леса.
Sergevna
"Поскольку мы «лечим» конкретный столик, у его ножки может быть только одна их этих двух длин. Но любая!
Поэтому в качестве ответа принимались варианты 7 см и 11 см (а также их вариации)."
Ну и неправильно, если лечим конкретный столик, то длина 4-ий ножки может быть только конкретная. (ибо если отпилили ножку в 7 см, нельзя туда 11 приделать).
Поэтому без заданного условия, ответом может быть только ответ «7 см или 11 см», а никак не любой.
Sergevna, вопрос по литературе. Вообще под описаное в задании растение подходит конопля. Тем более заглянув в ответ (чудо‑чудо‑чудо‑дерево) я стал уверен в своем ответе. Из конопли в своё время делали крайне качественные джинсовые изделя, в т.ч. ДЖИНСЫ. Ну как же нельзя было не засчитать такой ответ?
Кроме того в задании на тему физики, ответ получался (учитывая среднее значение, энергии сгорания спирта) между 0,33 кг и 300 г. А уж если учитывать, что и метиловый спирт можно пить(но в небольших дозах), получается.. Получается хотели как лучше, а вышло как всегда.