Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Sergevna /
Работа над ошибками, О любимой работе, учу , Школа на школу 2010
Ну что, мой самый любимый класс, разберёмся с первыми заданиями второй учебной недели? Вижу, киваете. Тогда начинаем.
Первым уроком в нынешний понедельник у вас была астрономия, на которой вам было предложено отправиться в путешествие вместе с Каюто-Конским. Учитывая, что он таки потерпел кораблекрушение, то вы могли прогуляться практически по следам Робинзона Крузо. В целом
задание звучало так:
«Летом 2010 года отважный путешественник Каюто-Конский потерпел кораблекрушение и остался в одиночестве на необитаемом острове. Ещё в самом начале своей жизни на нём он сумел выяснить, что находится на экваторе. Календаря у него не оказалось, поэтому после нескольких десятков дней и ночей он совершенно потерял счёт времени. Но в один из дней, когда солнце находилось прямо над головой, он оглянулся вокруг и заметил, что вертикально стоящие предметы вокруг него не отбрасывают тени. После этого Каюто-Конский сразу понял, какая наступила дата. А вы поняли?». Правильный ответ вам было предложено выбрать из следующих вариантов: 25 марта, 22 июня, 23 сентября, 21 декабря, 31 декабря, 17 сентября, 1 сентября, 20 декабря,31 марта.
Два раза в год центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор. В это время его лучи падают на экватор отвесно, поэтому тень у вертикально стоящих предметов не видна: она находится прямо под ними. Это происходит в дни весеннего и осеннего равноденствия (20-21 марта и 22-23 сентября). В 2010 году день осеннего равноденствия выпал на 23 сентября, а весеннее равноденствие наступит 20 марта. Поскольку среди вариантов ответа 20 марта не было, единственным правильным остаётся 23 сентября.
Следующим уроком была физика, на которой вы изучали причины распространения запаха.
Посетители этажа, даже находясь на другом его конце, смогли унюхать запах разлившихся духов, потому что этот запах распространился по этажу. Это произошло благодаря тому, что молекулы духов смешались с молекулами воздуха на этом этаже. Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией (от лат. diffusio — распространение, растекание). Диффузия происходит в направлении падения концентрации вещества и ведёт к равномерному распределению вещества по всему занимаемому им объёму. Распространение запаха происходит за счёт диффузии. Некоторые из вас решили, что правильным ответом к задаче будет испарение (переход вещества из жидкого или твёрдого агрегатного состояния в газообразное), но это неверно. Испарение сыграло свою роль, когда духи стали переходить из жидкого состояния в газообразное, но в распространении запаха по всему этажу повинна именно диффузия. Именно этот термин и был правильным ответом.
Дальше вы снова встретились с учителем истории, который подкинул вам запутанную, но довольно лёгкую головоломку. Вам было предложено помочь ученику сделать коллаж по истории России: восстановить порядок букв в словах и выбрать лишнее. Даны были такие сочетания букв: жанесь, дяпь, тьокол, чокба, рековш.
Переведём их в слова (в том же порядке): сажень, пядь, локоть, бочка, вершок. Все, кроме бочки, – это слова, которыми называли старорусские меры длины. Бочку же использовали как меру для жидкостей, поэтому она вместе с ведром и другими подобными словами должна была оказаться в коллаже другого ученика (либо вообще нигде; в любом случае - не у нашего). Так что правильным вариантом ответа на это задание была именно бочка.
Наконец, разберёмся с заданием последнего вчерашнего урока. Учитель по русскому языку также предложил вам выбрать лишнее. Правда, не из слов, а из словосочетаний.
Словосочетания были такими:
Давайте посмотрим на них внимательно. Не находите ничего странного? Вот и я вижу! Все (кроме одного лишнего) словосочетания «страдают» смысловой избыточностью, то есть являются плеоназмами. Этот термин означает дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста – а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование. Посмотрим, как смысловая избыточность выражается в наших словосочетаниях:
Возьмём, к примеру, «предсказание будущего»: слово предсказание уже само по себе говорит нам о будущем, ведь предсказать прошлое или настоящее нельзя. Таким образом, слово «будущее» здесь избыточно. Так же в слове «вернуться» уже есть смысловой компонент «назад», а в слове «спуститься» - «вниз». Смысловой избыточностью из перечисленных словосочетаний не обладает только «подняться по лестнице», потому что подняться можно и по трапу, и по канату, и по косе Рапунцель, в конце концов. Это словосочетание и было правильным ответом.
Плеоназмы из этого задания, которые мы не разобрали в работе над ошибками, предлагаю вам разобрать самим. Это будет вашим домашним заданием. На сегодня у нас всё, до встречи завтра. Успешной подготовки к урокам!
Sergevna, все‑таки у меня аппеляция (по физике)
если бы не было испарения духов с поверхности пола, то диффузия происходила бы крайне медленно или не происходила вовсе (допустим, трагедия произошла минувшей зимой, в -45С°, а отопление в институте не работало). так как вопрос стоял «явление, благодаря которому все посетители этажа быстро пронюхали о случившейся трагедии», то без испарения здесь никак не обойтись.
предлагаю либо засчитывать оба ответа как правильные, либо снять вопрос из общего зачета.
ухаха, а кто такой гений составлял эту задачу?)) хоть бы чутьчуть в физике шарили :DD вообще‑то диффузия в газах происходит крайне медленно даже при температурах выше комнатной, если посчитать, то в абсолютно непроницаемой комнате (при отсутствии движения воздушных масс) молекулы испаряемого газа будут распространяться от одного конца до другого несколько часов, это по‑вашему быстро?)) мы начинаем чувствовать запахи столь скоро из‑за конвекционных потоков воздуха, так что правильным ответом является скорее «конвекция» и уж никак не диффузия.