![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/30348152.172/0_78a0f_bf4b86b6_orig)
Самолет был спроектировал в СССР и построен в 1988 году на Киевском механическом заводе.
«Мрия» установила мировой рекорд взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, побив тем самым одновременно 110 мировых авиационных рекордов, что является рекордом само по себе.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/30348152.172/0_78a1d_85b615b5_orig)
С начала эксплуатации самолет налетал 3740 часов. Если предположить, что средняя скорость перелетов (с учетом взлета, набора высоты, крейсерского полета , снижения, захода на посадку) составляет около 500 км/час, то можно посчитать примерное значение пройденного километража: 500 х 3740 = 1 870 000 км (более 46 витков вокруг Земли по экватору).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/30348152.173/0_78a35_efb86f9c_orig)
Масштабы Ан-225 поражают: длина самолета — 84 метра, высота — 18 метров (как 6-этажный 4-подъездный дом)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/30348152.174/0_78a62_c32b8b8f_orig)
Наглядное сравнение "Мрии" и пассажирского Боинг-747.
Если взять за основу самый большой из Боингов 747-800, то длина Ан-225 будет больше на 8 метров, а размах крыла — на 20 метров.
По сравнению с Airbus A380 «Мрия» длиннее на 11 метров, а по размаху крыла превосходит его почти на 9 метров.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/30348152.172/0_78a12_a4e59628_orig)
Случается, что у аэропорта нет соответствующей стоянки для столь большого самолета, и его ставят прямо на ВПП.
Разумеется, речь идет о запасной ВПП, если таковая имеется у аэропорта.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/30348152.173/0_78a31_706a67f8_orig)
Размах крыла составляет 88,4 метра, а площадь - 905 м?
Единственный самолёт, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules, который относится к классу летающих лодок. В воздух судно поднималось всего один раз в 1947 году. История этого самолета нашла отражение в фильме «Авиатор»
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.172/0_78a20_79c6f082_orig)
Так как сам космический корабль «Буран» и блоки ракеты-носителя «Энергия» имели габариты, превосходящие размеры грузового отсека «Мрии», на новом самолёте предусматривалось крепление грузов снаружи. Помимо этого планировалось, что самолет будет использован как первая ступень при старте космического корабля.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/30348152.174/0_78a60_5ebb273f_orig)
Образование спутной струи от закреплённого наверху самолета крупногабаритного груза потребовало установить хвостовое оперение двухкилевым, чтобы избежать аэродинамического затенения.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/30348152.172/0_78a11_75d0b5fd_orig)
На самолете установлены 6 двигателей Д-18Т.
На взлетном режиме каждый двигатель развивает тягу 23,4 тонны (или 230 кН) т. е. суммарная тяга всех 6-ти двигателей составляет 140,5 тонны (1380 кН)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.172/0_78a1b_bf459010_orig)
Можно предположить, что каждый двигатель на взлетном режиме развивает мощность около 12 500 лошадиных сил!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6725/30348152.172/0_78a16_595ac013_orig)
Двигатели Д-18Т самолета Ан-225 те же, что и на Ан-124 «Руслан».
Высота такого двигателя 3 м, ширина 2,8 м, а вес более 4 тонн.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6725/30348152.172/0_78a27_d6e7379b_orig)
Система запуска - воздушная, с электрическим автоматическим управлением. Вспомогательная силовая установка, состоящая из двух турбоагрегатов ТА-12, установленных в левом и правом обтекателях шасси, обеспечивает автономное питание всех систем и запуск двигателей.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.172/0_78a21_6176d2d2_orig)
Масса топлива в баках составляет 365 тонн, оно размещается в 13 крыльевых баках-кессонах.
Самолет может оставаться в воздухе 18 часов и преодолевать расстояние свыше 15 000 км.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.172/0_78a23_14ace28_orig)
Время заправки такой машины колеблется в диапазоне от получаса до полутора суток, а количество заправщиков зависит от их вместимости (от 5 до 50 тонн), т. е. от 7 до 70 заправщиков.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/30348152.173/0_78a37_ff07c9b6_orig)
Расход топлива самолета составляет 15,9 тонны/ч (в крейсерском режиме)
При полной загрузке самолет может находиться в небе без дозаправки не более 2-х часов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6725/30348152.172/0_78a1e_158dc2eb_orig)
Шасси включает двухстоечную носовую и 14-стоечную главную (по 7 стоек с каждой стороны) опоры.
На каждой стойке размещено по два колеса. Итого 32 колеса.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6725/30348152.172/0_78a24_e091af1a_orig)
Колеса требуют замены через каждые 90 посадок.
Шины для "Мрии" производят на Ярославском шинном заводе. Цена одной шины составляет около $ 1000.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/30348152.172/0_78a1c_4897ae5_orig)
На носовой стойке - колеса размерами 1120 х 450 мм, а на главной - колеса размерами 1270 х 510 мм.
Давление внутри составляет 12 атмосфер.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/30348152.173/0_78a2f_ee4c0ac_orig)
С 2001 года Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиакомпании «Antonov Airlines»
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.173/0_78a2e_285523c7_orig)
Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м.
Грузовая кабина самолёта герметична, что позволяет осуществлять перевозку грузов различного типа. Внутри кабины можно разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей и даже большегрузные самосвалы типа «БелАЗ». Здесь достаточно пространства, чтобы поместился весь корпус Боинга-737.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/30348152.173/0_78a33_ef9c3c2a_orig)
Доступ в грузовой отсек осуществляется через носовую часть самолета, которая откидывается наверх.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/30348152.172/0_78a13_cd58de69_orig)
Процесс открытия/закрытия рампы грузового отсека занимает не более 10 минут.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9164/30348152.173/0_78a4c_f74cb93f_orig)
Для раскладывания рампы самолет осуществляет, так называемый «поклон слона».
Передняя стойка шасси отклоняется вперед, а вес самолета переносится на вспомогательные опоры, которые установлены под передним порогом грузовой кабины.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9164/30348152.172/0_78a1f_8b92e485_orig)
Вспомогательная опора.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/30348152.173/0_78a4d_65d8edae_orig)
Панель управления системой «приседания» самолета.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.172/0_78a14_a1f03457_orig)
Данный способ загрузки имеет ряд преимуществ в сравнении с Боингом-747 (загрузка на который осуществляется через отсек в боковой части фюзеляжа.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.172/0_78a15_2e35cc27_orig)
«Мрия» — рекордсмен по весу перевозимого груза: коммерческого — 247 тонн (что в четыре раза больше максимальной полезной нагрузки Боинга-747), коммерческого моногруза — 187,6 тонны, и абсолютный рекорд грузоподъёмности — 253,8 тонны. 10 июня 2010 года перевезён самый длинномерный груз в истории воздушных транспортировок — две лопасти ветряка длиной 42,1 м каждая.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/30348152.172/0_78a18_55342cf2_orig)
Для обеспечения безопасного выполнения полета, центр тяжести самолета с грузом должен находиться в определенных пределах по его длине. Лоуд-мастер выполняет погрузку в строгом соответствии с инструкцией, после чего второй пилот проверяет правильность размещения груза и докладывает об этом командиру экипажа, который принимает решение о возможности выполнения полета и несет за это ответственность.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.172/0_78a28_f9227a90_orig)
Самолет оборудован бортовым погрузочным комплексом, состоящим из четырех подъемных механизмов, грузоподъемностью каждого в 5 тонн.
Кроме того, предусмотрены две напольные лебедки для погрузки несамоходной колесной техники и грузов на погрузочной эстакаде.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/30348152.172/0_78a29_8127560_orig)
На этот раз Ан-225 зафрахтовала французская машиностроительная компания «Alstom» для перевозки 170 тонн груза из швейцарского Цюриха в Бахрейн с дозаправкой в Афинах и Каире.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/30348152.172/0_78a2a_88d48ad3_orig)
Это турбинный ротор, турбогенератор для производства электричества и комплектующие.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.173/0_78a47_d04d6c10_orig)
Флайт-менеджер Вадим Николаевич Денисков.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9164/30348152.173/0_78a48_fba42f0c_orig)
Для буксировки самолета Ан-225 невозможно использовать водило самолетов других фирм, поэтому водило перевозится на борту самолета.
А так как самолет не оборудован задним грузолюком и буксировочное водило выгружается и загружается через передний грузолюк, что требует выполнения полного цикла приседания самолета на переднюю опору, то в результате, теряется не менее 30 минут и неоправданно расходуется ресурс конструкции самолета и системы приседания.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.173/0_78a49_5d10726f_orig)
Техник-бригадир по ТО ВС.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/30348152.173/0_78a45_31c90fc0_orig)
Для обеспечения разворотов при движении самолета по земле четыре последних ряда стоек основной опоры выполнены ориентируемыми.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/30348152.173/0_78a4a_62cea0c2_orig)
Техник по ТО ВС: специализация «гидравлическая система и шасси».
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/30348152.173/0_78a46_f2066496_orig)
Большой вес самолета приводит к тому, что шасси оставляют следы на асфальте.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/30348152.173/0_78a3d_c19a4cd7_orig)
Лестница и люк в кабину экипажа.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9164/30348152.173/0_78a3e_8b4f8750_orig)
Пассажирский отсек разделен на 2 части: в передней находится экипаж самолета, а в задней - сопровождающий и обслуживающий персонал.
Герметизация кабин раздельная — они разделены крылом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/30348152.173/0_78a2d_94ab246e_orig)
Задняя часть кабины сопровождающих, предназначена для приема пищи, работы с технической документацией и проведения конференций.
В самолете предусмотрено 18 мест для отдыха членов экипажа и членов инженерно-технической бригады — 6 мест в передней кабине и 12 в задней.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/30348152.172/0_78a2c_5b6b4064_orig)
Лестница и люк в кабину сопровождающих в хвостовой части самолета.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.173/0_78a41_1392f33_orig)
Технический отсек, расположенный в задней части кабины экипажа.
На этажерках видны блоки, обеспечивающие работу различных систем самолета, и трубопроводы системы наддува и кондиционирования воздуха и противообледенительной системы. Все системы самолета являются высокоавтоматизированными и требуют минимального вмешательства экипажа во время работы. Их работа поддерживается 34 бортовыми компьютерами.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6725/30348152.173/0_78a42_9bd94254_orig)
Стенка переднего лонжерона центроплана. На ней установлены (сверху вниз): трансмиссия предкрылков и трубопроводы отбора воздуха от двигателей.
Перед ней стационарные баллоны системы противопожарной защиты с огнегасящим составом «Хладон».
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9164/30348152.172/0_78a19_5a958345_orig)
Наклейки – сувениры от многочисленных посетителей на панели на створки люка аварийного покидания самолета.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/30348152.172/0_78a1a_e2102f18_orig)
Самая удаленная точка от базового аэропорта, в которой удавалось побывать самолету, — это остров Таити, входящий в состав Французской Полинезии.
Расстояние по кратчайшей дуге земного шара около 16400 км.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.172/0_78a17_b030560a_orig)
Рында Ан-225
Упоминаемый в гравировке Владимир Владимирович Масон – инженер по эксплуатации ВС, который очень много лет работал на «Мрии».
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/30348152.173/0_78a44_a4f8a92c_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.173/0_78a3f_ac68de54_orig)
Командир воздушного судна (КВС) — Владимир Юрьевич Мосин.
Чтобы стать командиром Ан-225, необходимо иметь опыт полетов на самолете Ан-124 в качестве командира не менее 5 лет.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.173/0_78a43_401208e5_orig)
Контроль массы и центровки упрощается за счет установки на шасси системы измерения весовых нагрузок.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/30348152.173/0_78a4f_472fa244_orig)
Экипаж самолета состоит из 6 человек:
командира воздушного судна, второго пилота, штурмана, старшего бортинженера, бортинженера по авиационному оборудованию, бортрадиста.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/30348152.173/0_78a36_b08336b4_orig)
РУДы
Для уменьшения усилий на РУДах и повышения точности установки режимов работы двигателей предусмотрена система дистанционного управления двигателями. При этом летчик прилагает сравнительно небольшое усилие, чтобы с помощью тросов перемещать рычаг электромеханического устройства, установленного на двигателе, которое воспроизводит это перемещение на рычаге топливного регулятора с необходимым усилием и точностью. Для удобства совместного управления на взлете и посадке РУДы крайних двигателей (РУД1 и РУД6) сцепляются соответственно с РУД2 и РУД5.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.173/0_78a3b_171b8d93_orig)
Штурвал управления самым большим самолетом в мире.
Управление самолетом бустерное т.е. рулевые поверхности отклоняются исключительно с помощью гидравлических рулевых приводов, при отказе которых управлять самолетом вручную (с увеличением необходимых усилий) невозможно. Поэтому применено четырехкратное резервирование. Механическая часть системы управления (от штурвала и педалей до гидравлических рулевых приводов) состоит из жестких тяг и тросов.
Общая длина этих тросов составляет: системы управления элеронами в фюзеляже — около 30 метров, в каждой консоли (левой, правой) крыла — приблизительно по 35 метров; системы управления рулем высоты и рулем направления — около 65 метров каждый.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.173/0_78a51_d4ccd20a_orig)
При пустом самолете – для взлета и посадки достаточно 2400 м взлетно-посадочной полосы.
Взлет с максимальным весом - 3500 м, посадка с максимальным весом - 3300 м.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/30348152.173/0_78a5d_4df247a0_orig)
На исполнительном старте начинается прогрев двигателей, который занимает минут 10.
Таким образом, предотвращается помпаж двигателя на взлете и обеспечивается его максимальная взлетная тяга. Безусловно, это требование приводит к тому, что: взлет выполняется в период минимальной загруженности аэропорта, либо самолет долго ждет своей очереди на взлет, пропуская рейсы по расписанию.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/30348152.173/0_78a55_bca14556_orig)
Скорость на взлете и посадке зависит от взлетной и посадочной массы самолета и составляет 240км/ч до 280 км/ч.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/30348152.173/0_78a53_86859e83_orig)
Набор высоты осуществляется на скорости 560 км/ч, при вертикальной скорости 8 м/с.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/30348152.173/0_78a52_75af3b67_orig)
На высоте 7100 метров, скорость увеличивается до 675 км/ч с дальнейшим продолжением набора высоты до эшелона полета.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/30348152.173/0_78a58_8803de1c_orig)
Крейсерская скорость Ан-225 — 850 км/ч
При расчете крейсерской скорости учитывается масса самолета и дальность полета, которую самолет должен преодолеть.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.173/0_78a54_b243679a_orig)
Дмитрий Викторович Антонов — старший КВС.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/30348152.173/0_78a3c_84f6f104_orig)
Средняя панель приборной доски летчиков.
Резервные приборы: авиагоризонт и указатель высоты. Указатель положения рычагов топлива (УПРТ), индикатор наличия тяги двигателей (УТ). Индикаторы отклонения рулевых поверхностей и взлетно-посадочных устройств (предкрылки, закрылки, интерцепторы).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9325/30348152.173/0_78a38_a77533f5_orig)
Приборная доска старшего бортинженера.
В левом нижнем углу боковая панель с органами управления гидравлическим комплексом и сигнализацией положения шасси. Слева вверху панель системы противопожарной защиты самолета. Справа вверху панель с органами и приборами контроля: запуска ВСУ, системы наддува и кондиционирования воздуха, противообледенительной системы и блок сигнальных табло. Внизу панель с органами управления и контроля системы топливопитания, контроля работы двигателей и бортовая автоматизированная система контроля (БАСК) всех параметров самолета.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/30348152.173/0_78a50_94df20da_orig)
Старший бортовой инженер - Полищук Александр Николаевич.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/30348152.173/0_78a57_da268b37_orig)
Панель приборов контроля работы двигателей.
Слева, вверху вертикальный указатель положения рычагов топлива. Большие круглые приборы — указатели оборотов компрессора высокого давления и вентилятора двигателя. Маленькие круглые приборы — указатели температуры масла на входе в двигатель. Блок вертикальных приборов внизу — указатели количества масла в маслобаках двигателя.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/30348152.173/0_78a39_421858d9_orig)
Приборная доска инженера по авиационному оборудованию.
Здесь размещены органы управления и приборы контроля системы электроснабжения самолета и кислородной системы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/30348152.173/0_78a40_8e561911_orig)
Штурман — Анатолий Бинятович Абдуллаев.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.173/0_78a59_a192ea86_orig)
Полет над территорией Греции.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.174/0_78a5f_4466df6f_orig)
Штурман-инструктор — Ярослав Иванович Кошицкий.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/30348152.173/0_78a5a_5039b35d_orig)
Бортрадист — Геннадий Юрьевич Антипов.
Позывной ИКАО для Ан-225 на перелете от Цюриха до Афин был ADB-3038.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/30348152.173/0_78a5b_eb5f838c_orig)
Бортовой инженер — Юрий Анатольевич Миндарь.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9327/30348152.173/0_78a56_fb88a9e4_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9310/30348152.173/0_78a5c_28dd619b_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/30348152.173/0_78a5e_2cc40f34_orig)
ВПП аэропорта Афин.
Посадка ночью на «Мрие» выполняется инструментально, т. е. по приборам, с высоты выравнивания и до касания — визуально. По словам экипажа, одна из самых сложных посадок — в Кабуле, что связано с высокогорьем и множеством препятствий. Заход начинают на скорости 340 км/ч до высоты 200 метров, далее постепенно скорость сбрасывают.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/30348152.172/0_78a10_133ac6a7_orig)
Посадка осуществляется на скорости 295 км/ч с полностью выпущенной механизацией. Допускается касание ВПП при вертикальной скорости 6 м/с. После касания ВПП, сразу перекладывается реверс тяги на двигателях со 2 по 5, а 1 и 6 оставляют на малом газу. Торможение шасси осуществляется на скорости 140-150 км/ч до полной остановки самолета.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/30348152.173/0_78a4b_69cf4ce3_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9502/30348152.174/0_78a61_197831ee_orig)
Ресурс самолета — 8000 летных часов, 2000 взлетов-посадок, 25 календарных лет.
Самолет еще может пролетать до 21 декабря 2013 года (исполняется 25 лет с момента начала его эксплуатации), после чего будет выполнено тщательное исследование его технического состояния и выполнены необходимые работы по обеспечению продления календарного срока службы до 45 лет.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9511/30348152.173/0_78a4e_cdab28bc_orig)
Из-за высокой себестоимости перевозки на Ан-225, заказы появляются только для очень длинных и очень тяжелых грузов, когда перевозка наземными видами транспорта невозможна. Полеты носят случайный характер: от 2-3 в месяц, до 1-2 в год. Периодически возникают разговоры о постройке второго экземпляра самолета Ан-225, но для этого нужен соответствующий заказ и соответствующее финансирование. Для завершения постройки необходима сумма, приблизительно равная $ 90 млн, а с учетом проведения испытаний она возрастает до $ 120 млн.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9068/30348152.172/0_78a22_227723a3_orig)
Пожалуй, это один из самых красивых и впечатляющих самолетов в мире.
Спасибо «Antonov Airlines» за помощь в организации фотосъемки!