Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Marlog /
Абсурд, бытие, Камю, экзистенциализм
Размышления последних дней относительно бытия и наших поисков осмысленности в нём внезапно сошлись в единой точке и со всего маху врезали мне в башню всего лишь одним, но очень тяжёлым словом, словом, погрузившим всё моё естество в глубочайшие дебри отчаянья. Слово это — “АБСУРД”.
Оправившись от приступа накатившей паники и таки сумев взять себя в руки, полез с вопросами я к Гуглю всемогущему и всеведающему. Отец наш, Гугль всемощный указал мне, что постиг я в то ужасное мгновение адово естество экзистенциализма.
Альбер Камю мне свидетель. Что за хрен не знаю, но он тоже в теме, завтра полюбопытсвую подробней, кто таков и чего измыслил на этот счёт. В принципе суть уже вошла и нового наврятли узнаю, но чегоб собственно и не взглянуть.
Marlog,
Сизиф толкает камень в гору вопреки абсурдности этого занятия. Ведь камень скатывается обратно снова и снова, раз за разом.
Но Сизиф не сдаётся и не убегает от абсурда, живёт и действует, осознавая, что это бессмысленно, но именно так и побеждает.
Только вот мне непонятно‑в чём утешение Сизифа и что он познаёт сверх наличиствующего абсурда, когда побеждает его.
Что там, за этой картиной неравносильного противостояния разума и неразумного бытия, что открывается Сизифу, когда он поднимается над абсурдом?
Extradurmann, насчёт Сизифа и камня не в курсе, не читал. Лично для меня это познание предстаёт не стимулом к отрешению от всякого действия, но напротив как освобождение от пут бездеятельности. Вернее избавление от трат времени на занятие тем что я считаю в принципе пустым убивателем времени и развлечением и начало делания того что я в принципе считаю правильным делать и считал это правильным ранее, но не делал от ленности и страсти к развлечениям.
Однако же, правильность того что я считаю нужным к деянию не будет рассматриваться теперь мною с точки зрения целесообразности и осмысленности ибо бесмысленно искать его в этом море абсурда, но будет мною просто делаться, без поиска к тому выгод и благодарности.
Да, теперь я понимаю, что притча о этом самом Сизифе великолепно передаёт суть данного откровения. Сизифу открывается сила (свобода), свобода делать то что он считает правильным, несмотря на сознание бесмысленности этого деяния. Покрайней мере, таково моё чувственное представление, а насколько это реально в практике, я буду проверять начиная с сегодняшнего дня. Благо камней у меня запасено в избытке. Начну пожалуй с уборки в квартире.
Extradurmann, Не совсем так. У меня уже давно есть цели и планы, но ощущение бесмысленности бытия через подсознание заставляло меня постоянно заниматься всякой чепухой вместо их реализации. Это когда каждый вечер говоришь себе, я начну с завтрашнего дня делать то‑то или то‑то, но на утро вновь сливаешь время на всякую фигню, потому что подсозательно всё время присутсвует понимание того, что твои планы и цели в принципе бесмысленны. Теперь же, более полно осознав и приняв абсурдность бытия, я наконец смогу заниматься тем что считаю нужным и правильным.
Так если раньше я ощущал осмысленность в дуракавалянии, так как это занятие вполне приятно здесь и сейчас, и от того именно им и занимался, не в силах бороться с логикой, то теперь, приняв в полной мере бессмысленность и этого «приятно» и своих декларируемых но не воплощаемых целей и планов, теперь когда они стали абсолютно равнозначны в своей бессмысленности абсурда человеческого бытия, я могу без всяких услилий воли делать именно то что планировал и считал нужным.
Нет, не думаю, что я проиграл, проигрышем было бы прекращение существования, я же лишь обрёл чуть больший контроль сознания над своим существованием, слегка потеснив подсознание.
Ладно, пойду продолжу уборку. Ведь теперь я не стану размышлять о том, что грязь всё равно появится снова или о том, что мне конечно будут благодарны домашнии, но ведь человек в принципе существо не благодарное и подобное будет приниматься как должное, или о том зачем мне нужна вообще эта благодарность и нужна ли она мне в принципе, а если нужна то почему? И кому вообще мешает грязь? И так далее, удивительно о скольких вещах можно подумать ища осмысленность в бесмысленном. Просто пойду и сделаю, просто потому, что считаю это правильным. Ведь в этом не меньше смысла чем в трате времени на бессмысленные умствования.
В общем, кажется, я немного запутался, ну и ладно.
Marlog, проигрышем, а точнее — ошибкой было бы не только прекращение существования чисто в физическом смысле, но и прекращение существования в том смысле, чтобы чем‑нибудь «заглушить голос рассудка», лишь бы сбежать от осознания абсурдности жизни.
Вот я и подумал, что ты решил озадачить себя хоть бы чем, только чтоб забыть об абсурде.
Но в том и главный принцип победы — чтоб не терять откровения о бессмысленности. Это есть победа твоей воли, которая удерживает твоё сознание на том, что для разума невыносимо терпеть.
Победа над навязанной судьбой.
Я понимаю, что жизнь моя — пшик, что сам я — пыль, что ветер дунет — я исчезну, что вся моя возня имеет не больше значения, чем плевок с балкона.
Я не выбирал это, к этому я приговорён.
А почему Сизиф, вопреки своему приговору всё же улыбается?
Потому, что он не убегая и «не отворачиваясь» осознаёт свой приговор, а как следствие, он понимает, что он крепче камня, раз может осознавать,но не сдаваться.
Его судьба предопределена, но она в его власти.
«В этом вся тихая радость Сизифа. Ему принадлежит его судьба. Камень — его достояние.» А.Камю
Тут у меня произошло небольшое головокружение.
Ещё мне вспомнилось старое кино о Спартаке, поднявшем восстание в древнем риме. Их потом разбили римские войска, а всех захваченных в плен распяли вдоль дороги. Но сейчас, на волне этих размышлений, у меня почему‑то ощущение, что всё‑таки Спартак победил.
Marlog, внезапное ощущение абсурда это всего‑лишь очередной этап осознания ваших «поисков осмысленности» и вероятнее всего он связан с тем, что самой «осмысленности», как таковой не существует, но тем не менее, поиск не должен прекращаться никогда.
Занимательна сама история появления экзистенциализма. Если я ничего не путаю, то в истоках этой философии стоял некий Кьеркегор, который будучи последователем диалектики Гегеля (в стройной системе последнего, человек вообще лишь часть «механизма» мироздания), испытав личную трагедию осознал, что чувства каждого отдельного человека важнее чем какая‑то там «диалектическая система». Его идеи очень мощно развил Хайдеггер, а в художественной литературе подхватили указанный вами Камю, а еще Сартр.
Очень рекомендую, помимо «Мифа о Сизифе» прочитать «Чуму» и «Постороннего» Камю и «Тошноту» Сартра.
Разумеется вы не найдете там объяснения переживаниям чувства абсурдности, зато узнаете что это нормально и даже хорошо! И так было и будет всегда, везде и не только у вас ;)