Строгое распределение цвета и росписей так же, как и орнамента в архитектуре, направлено на выявление архитектурно и конструктивно значимых элементов. Стены, как правило, остаются гладкими и служат фоном для ярко раскрашенных колонн и других архитектурных элементов и деталей. Колонны являются основным конструктивным и декоративно‑художественным средством в архитектурной композиции зданий, и потому они отличаются особым разнообразием в раскраске. В том случае, как это наблюдается в росписях Аджанты, когда колонны расположены на темном (чаще терракотовом) фоне стены, они выкрашены в светлые или очень яркие цвета: лимонного крона или киновари с голубыми капителями, или розового с зелеными капителями. В отдельно стоящих павильонах, беседках, где фоном для колонн служит воздушное пространство и где они находятся под ярким солнечным освещением, их стволы выкрашены в темные тона коричневого или терракотового цвета с выведенным по ним очень тонким светлым орнаментальным рисунком. Золотисто‑желтый цвет и тончайший орнамент, обвивающий коричневый ствол колонны, невольно сравнивается с обнаженной бронзово‑коричневой женской фигурой, красота форм которой подчеркнута изящными ювелирными изделиями. От ствола колонны ярким контрастным цветом отделены база и капитель, а сама капитель расчленена цветом на различные по своему конструктивному назначению элементы: например, желтая абака и синяя под ней подушечная часть капители. Гладкие внутренние стены поверху окаймлены широким фризом с орнаментальной или сюжетной живописью, а иногда просто узким узорчатым бордюром. На стенописях в залах № 1 и 16 мы видим живописный фриз, он расположен на высоте «лежачих» (т. е. вытянутых в длину) окон и равен им по высоте.