В гражданском зодчестве, судя по письменным источникам и росписям Аджанты, широко применялись стенные росписи и цвет. Этому могло способствовать глубоко вошедшее в строительную практику оштукатуривание зданий. В интерьере буддийских пещерных храмов и монастырей в Аджанте и в Багхе главное место занимают стенные росписи. Зрелое живописное мастерство самых ранних росписей Аджанты (50 г. до н. э.), отдельные фрагменты которых не утратили яркости и свежести колорита, предполагает предшествующий им многовековой путь совершенствования живописи. В буддийской литературе на языке пали в I в. до н. э. имеются ссылки на «читразала» (картинные галереи); залы со стенными росписями описываются в Рамаяне и поэтами Гупт-ской эпохи. В трактате по живописи «Вишнудхармоттарам», составленному еще задолго до Гуптской эпохи, говорится о различиях в характере и тематике живописи, украшающей стены храмов, дворцов и частных домов. В III в. были уже известны теоретические работы по живописи, составленные на основании еще более ранних произведений. Они включают сведения по написанию пейзажа, архитектуры, человеческих фигур, пропорций и структуры тела, говорят о психологических моментах в изображении человека, дают понятия о прекрасном, о художественных идеалах, о живописной технике, колорите, качестве красок и цветов.
Стенописи Аджанты в отличие от фресок, как древнеиндийские стенописи вообще, написаны по сухой, а не сырой штукатурке. Поверхность скалы вначале покрывалась составом, содержащим клей, коровий помет, мелко измолотую рисовую солому; сверх него накладывался тончайший слой (толщиной в яичную скорлупу) штукатурки, которая тщательно полировалась. Таким образом, индийские художники писали по сухой штукатурке, возможно, смачивая поверхность стен на ночь слабым известковым раствором. Краски употреблялись минеральные. Художники работали в полутемном помещении при отраженном свете металлических зеркал, установленных для этой цели. Скульптура покрывалась, судя по очень скудным следам, также тончайшим слоем штукатурки и раскрашивалась.