Наиболее убедительной является точка зрения тех исследователей, которые находят в культовом зодчестве прежде всего преемственную связь с народной архитектурой, в первую очередь с формами жилища. Многоэтажные дома пирамидально-ярусной композиции описываются в древней литературе (например, «Манасара»). В культовой же архитектуре шикхара развилась позднее. Многоэтажная башенная надстройка, характерная для шикхары южноиндийского храма, была заимствована из гражданских сооружений подобного типа. В ранних храмах на каждом этаже имелось внутреннее помещение для статуи (как в храме Кайласанатха в Канчипураме). В более поздних храмах, как, например, в Большом храме в Танжуре X в., в котором шикхара, возвышающаяся над святилищем, стала полая внутри, а этажи — иллюзорными, превратившись в декоративный мотив. К VI в. окончательно сложилась объемно-пространственная структура средневекового храма, которая была воспринята почти целиком в одинаковой степени последователями брахманской, джайнской и буддийской религий. Ядро храма составляет кубический объем святилища с внутренним помещением для статуи божества или его символа гарб-хагриха (в переводе означает буквально — чрево храма). Вокруг святилища в некоторых храмах имеется крытый темный для церемонии обхода храма коридор — прадакшинапатха, который не обязателен для храмов Ориссы и Майсура. В южноиндийских храмах святилище окружено двойным, а иногда тройным кольцом стен. Необходимым элементом храма с VI в. стал зал для молящихся мантапам, прямоугольное или квадратное в плане помещение с колоннами внутри и чаще всего плоским или же сплющенным, ложно-купольным (сооруженным путем напуска рядов кладки) перекрытием. Промежуточное помещение между мантапам и святилищем называется антарала. Портик, оформляющий вход в мантапам, именуется ард-ха-мантапам. Нередко встречаются храмы с несколькими святилищами. Храм центрической композиции из пяти святилищ называется пан-чаятана (пятиштучный). К VI в. относятся наиболее ранние, известные хорошо сохранившиеся храмы в Сирпуре, Будх-Гайе, Деогархе, Бхитаргаоне — квадратные в плане, с входными портиками и башенным верхом — шикхарой. Наиболее известен буддийский кирпичный храм Махабодхи в Будх-Гайе, подвергавшийся в XIV в. реставрации. Его современный вид совпадает с описанием китайского пилигрима Сюань-Цзана VII е.2 Это пирамидальное сооружение, стоящее на высокой платформе, окружено четырьмя башнями, подобными по форме расположенной в центре главной башне. Все башенки завершены каннелировенным кольцом — амалака.