Долгожданная премьера «Трудно быть Богом» Алексея Германа может не оправдать ожиданий, возложенных на экранизацию поклонниками Стругацких. О причинах — в рецензии на фильм.
Оригинальная книга Аркадия и Бориса Стругацких была построена на контрасте. Вся серость и запущенность средневекового мира Арканара противопоставлялась нескольким белым воронам — просвещённым землянам будущего и нескольким коренным арканарцам, которых можно было пересчитать по пальцам одной руки. Отправляясь на просмотр «Трудно быть Богом», я, ориентируясь на многие фильмы последних лет, думал, что создатели экранизации не смогут в достаточной мере отобразить всю неприятность окружающего мира и получится у них какой‑нибудь стандартный средневековый город с жестокими гонениями в стиле инквизиции. Я был неправ.
Если в вашей голове все ещё жива память о повести братьев Стругацких и вы надеетесь увидеть в фильме знакомых персонажей и свои любимые моменты сюжета, забудьте об этом. Главный герой этого фильма — не Румата. Не земляне будущего, не благородные доны, не арканарцы, и даже не какая‑нибудь подзаборная собака, живущая напротив городского рынка. Главный герой фильма — грязь. Грязь, мерзость и отвращение. С первых кадров фильма в вашей голове поселится здоровое недоумение и непонимание происходящего на экране. Смиритесь с этим чувством. Оно будет с вами следующие три часа.
Главный герой этого фильма — не Румата.
«Трудно быть Богом» представляет собой совершенно непередаваемую подборку абсолютно не связанных друг с другом сцен, где множество странных и страшных людей с ярко выраженными психическими заболеваниями срут, ссут, тонут в совершенно нереальных количествах грязи и испражнений, хватают за задницы и прочие части тела себя и окружающих, режут собак и других людей. Среди этой вакханалии иногда внезапно возникает Румата в исполнении Леонида Ярмольника в кипенно‑белой рубашке и... делает то же самое.
1/4
Сцены из книги с большим трудом можно различить три или четыре раза за фильм. Перед вами нет ни города, ни королевского замка, ни улиц, ни леса с «пьяной берлогой», только практически не меняющаяся панорама однообразных помещений, заваленных объедками, хламом, грязью и трупами животных, где происходит… ничего. Сюжет фильма, в привычном его понимании, отсутствует начисто. Только нудное и планомерное погружение в атмосферу безнадёжного планетарного сумасшедшего дома. Появляющееся в начале фильма отвращение к происходящему через какое‑то время уже отказывается работать из‑за явной перегрузки.
Примерно через час просмотра уже не особо задумываешься о том, что конкретно происходит на экране. В голове остаются только два вопроса, с тупым и равномерным стуком ударяющиеся о черепную коробку: «что происходит?» и «зачем?». И ответить на эти вопросы получится далеко не у каждого.
2 из 10
В большинстве рецензий «Трудно быть Богом» активно позиционируется как «кино не для всех». После просмотра я могу уверенно подтвердить это утверждение только наполовину. «Не для всех» — да. Бесспорно. «Кино» — не уверен.
Такая‑же мутная хрень, как и «Сталкер» Тарковского. Никакого отношения к книге Стругацких не имеет. У Стругацких во всех книгах кроме морального посыла и интересной философии есть мощный сюжет. Потому их книги интересны всем. В отличие от этих киношек. Жуют сопли в бессилии сказать что‑то внятное.
да не парьтесь вы все! пройдет неделя другая и эту муть все забудут,потому что у каждого полным полно своих проблем. морочат голову,мол авторское прочтение.корчат из себя гениев.у книги есть автор и только он имеет право что то менять. а Герман видать из ума выжил что 10лет снимал псевдошедевр.
«Курьера из „Рая“» нам преподносят как фильм от создателей «Каникул строгого режима». Удалось ли новинке повторить успех своего предшественника или он просто паразитирует на его известности? Давайте разбираться.
«Тихоокеанский рубеж» по праву можно назвать одним из самых (самым?) ожидаемых фильмов этого лета. Лихо мутузящие друг друга огромные роботы и монстры‑пришельцы вряд ли могли оставить равнодушными любителей зрелищного кино. Отменяющий с экрана апокалипсис Идрис Эльба намекал на нешуточный размах действа и эпичнейшие схватки. Что же вышло?