Её голосом в три октавы восхищались Галина Вишневская и Лучано Паваротти. Эмир Кустурица назвал эту певицу самым невероятным явлением в современной музыке. Девушка с безграничным обаянием и неслучайными татуировками — Пелагея.
Интервью: Анна Горюшкина. Фото: Влад Локтев
C детства Пелагея стала явлением. В восемь её без экзаменов приняли в спецшколу при Новосибирской консерватории. Позже она получила стипендию фонда «Юные дарования Сибири» и «Новые Имена Планеты» при ЮНЕСКО. Её приглашали выступать перед первыми лицами государств, которых девочка из Сибири трогала до глубины души. Жак Ширак назвал её «русской Эдит Пиаф», а Ельцин, прослезившись, — «символом возрождающейся России». Когда‑то мама Пелагеи Светлана Ханова, в прошлом джазовая певица, пыталась уберечь дочь от нелёгкой артистической судьбы. Но разве можно было противиться девочке, которая светится, когда поёт?
Мы встретились с Пелагеей во время её большого тура по стране с новой программой «Вишнёвый сад», выпала двухдневная передышка в Москве. Больше всего Пелагея переживала, что может заболеть — ведь каждое выступление проходит вживую. Поэтому чихающие и кашляющие члены нашей команды надели марлевые маски, отчего съёмочный процесс стал только веселее. И вот певица уже позирует Владу Локтеву, с азартом примеряя новые наряды, восхищаясь украшениями своей подруги, дизайнера Лены Окутовой, и сияя так, как умеет только прекрасная девушка Пелагея — на сцене, в телеэфире и в обычной жизни.
— Пелагея, на проекте «Голос» для многих ты как будто заново открылась. Мы увидели не просто талантливую певицу, а очень стильную, модную, красивую девушку. Что изменилось? У тебя появился новый стилист?
— Я всегда была такой... (Смеётся.) Просто я повзрослела и сейчас нахожусь в таком возрасте и в таком состоянии души и эмоций, что начинаю лучше понимать себя, свою женскую сущность, свои достоинства и принимать недостатки, которые больше не кажутся мне такими катастрофическими, как в подростковом возрасте. А главный мой стилист, как всегда, это я и моя мама, к советам которой я всегда прислушиваюсь. Каждое моё появление в эфире действительно досконально продумывалось, подбиралось, шилось. Перед стартом проекта, когда я поняла, что в основном буду ограничена рамками красного кресла, я совершила набег на московские магазины. А мама своими руками по нашим совместным эскизам создала головные уборы.
— Мама — не только твой родной человек, но и стилист, продюсер, менеджер. Не сложно так плотно работать в команде с близким человеком?
— Нет, не сложно. Я маму очень люблю. Она мой большой друг. У нас никогда не было традиционной конфронтации отцов и детей — мы этой проблемы как‑то избежали, даже в переходном возрасте. Максимум — я пару раз хлопнула дверью, и то потом стыдилась этого. Я всегда восхищалась мамой и, будучи уже взрослым человеком, продолжаю ею восхищаться. Сейчас я на самом деле понимаю, как много она сделала ради меня, и это дорогого стоит. Даже не знаю, если бы я была на её месте, смогла бы я поступить так же, как она? Мне очень повезло, что я её дочка.
— С самого детства тебя замечали, отмечали твои таланты. Ты ощущала себя особенной? Тебе это облегчало или, наоборот, усложняло жизнь?
— Никогда не чувствовала себя особенной. Единственное, что я понимала с самого детства, это что у меня уже есть профессия, голос, ответственность. Я не могла, например, позволить себе пить холодное, рисковать голосом. А то, что я чем‑то отличаюсь от других людей, что я чем‑то лучше — во мне никогда не было этого ощущения, и как раз наоборот — было много комплексов...
— Ответственность для ребёнка — это ещё и необходимость заниматься, когда хочется гулять...
— А мне не хотелось гулять. Я очень любила всё, что делала. Мне было интересно и весело, вокруг всегда были удивительные люди, с которыми мне нравилось общаться. Ещё в детстве я объездила множество стран, городов, получила массу впечатлений. Я не тусовалась во дворе с другими детьми, не пила пиво в подъезде, но мне кажется, я ничего не потеряла, если честно.
— Дети, мне кажется, не особо понимают народную музыку. Помню, когда за столом бабушки‑тётушки начинали петь что‑то народное, я не могла слушать, не понимала, мне казалось это старомодным. В юности у тебя не было внутреннего сопротивления? Не хотелось петь что‑то другое?
— Нет, никогда. Я с самого детства это люблю. Моя генетическая память срабатывает как раз в тот момент, когда я слышу или сама исполняю народные песни. Я узнала этот пласт культуры очень рано. И невозможно было не влюбиться в народную музыку, правда! Она несёт в себе такой мощный энергетический заряд. А так как я человек, у которого «приёмничек» достаточно чувствительно настроен к таким историям, я получаю огромное удовольствие, занимаясь этим материалом. Сейчас я это понимаю и осознаю, а в детстве всё это было по наитию.
— Какая встреча произвела на тебя самое мощное впечатление?
— Я считаю, что все встречи в нашей жизни неслучайны, и каждый человек появлялся для чего‑то, и каждый оставил отпечаток в моей жизни. Но одной из самых мощных встреч всё‑таки было знакомство с Галиной Павловной Вишневской. Она удивительный человек. О ней я буду рассказывать своим детям, внукам, заставлю их прочитать её автобиографию. Это действительно великий человек, так же как и её прекрасный супруг.
Я совсем НЕ ЗУБАСТАЯ и считаю, что люди должны быть открыты друг другу, жить без камня за пазухой. НЕ ВСЕГДА ВОКРУГ друзья, но я никак не могу к этому привыкнуть, поэтому иногда НАСТУПАЮ на всё те же грабли под названием «хотите, я вам поверю».
— В 1999 году Галина Вишневская назвала тебя будущим мировой оперной сцены…
— Если я буду заниматься оперной музыкой. А я ею не начала заниматься, к сожалению или к счастью, но я так решила. Я могу спеть кусочек из арии в контексте своего выбранного направления, но заниматься классической музыкой — это как заниматься балетом, этому нужно посвятить жизнь. Я свою жизнь посвятила другому, и мне здесь интересно, хорошо.
— Ты производишь впечатление человека очень открытого, позитивного, солнечного. Но считается, что в шоу‑бизнесе исполнитель должен быть «с кулаками» — жёсткая конкуренция, пробиться сложно даже таланту.
— К сожалению, я совсем не зубастая, поэтому мне иногда достаётся. Я так воспитана и считаю, что все должны быть открыты друг другу, жить без камня за пазухой. Не всегда вокруг друзья, но я никак не могу к этому привыкнуть, поэтому иногда наступаю на всё те же грабли под названием «хотите, я вам поверю».
— Неужели у тебя не выработалось никакого механизма защиты?
— Не выработалось. Я разговаривала об этом с психологом, и она мне объяснила, что на самом деле я считаю, что моя открытость — это единственно правильное отношение к жизни. И пока я не хочу ничего менять. Это мой выбор.
— Зато от тебя заряжаешься энергией…
— Ой, как приятно! Значит, в моей открытости есть свои плюсы. Я, кстати, в жизни дружу с такими же людьми. Они у меня все хорошие. И таких людей много. Просто некоторые стесняются показывать, что они хорошие.
— Ведя переговоры о фотосессии, нам сложно было найти день в твоём графике. География твоих концертов огромна. Выступлением на какой площадке ты особенно гордишься?
— Безусловно, я российская артистка, поэтому большая часть нашего гастрольного графика проходит на территории нашей страны. И такие выступления для меня очень важны. Но мы выступаем и за пределами страны. Например, я пела на сцене Альберт Холла в Лондоне, думаю, этим вполне можно гордиться…
— А как часто удаётся бывать в родном Новосибирске?
— В Новосибирск я езжу в лучшем случае раз в год на два дня. Но у меня там столько друзей! Потому что все новосибирцы — мои родные люди, сибиряки… Сибиряки отличаются от всех других людей. Мы особенные. Кому‑то может показаться, что мы более жёсткие, зато сибиряки меньше врут. Как‑то у нас всё искренне происходит. И мне это очень импонирует. Я очень горжусь тем, что я из Сибири.
— Какие занятия приносят тебе удовольствие помимо профессии?
— Чтение, танцы … Я так много чего люблю: готовить и гонять на автомобиле, кататься на сноуборде и смотреть на океан. Я очень люблю получать сильные впечатления от жизни, особенно эстетические. Люблю ходить на крутые фильмы в кино, в музеи, на концерты. Я очень жадная до впечатлений.
— Что тебя больше всего расстраивает в современном мире?
— Глобальное равнодушие: к другим, к себе, к своей жизни, к духовному росту — и это очень печально. С другой стороны, я вижу огромное количество людей, которые наоборот стараются задумываться о своём развитии, о том, что происходит с их душой, сердцем — чтобы не просто так существовать, а чтобы их жизнь приносила пользу и радость окружающим людям. Может быть, я в достаточно романтическом образе пребываю всю свою жизнь, но мне кажется, что только так мы можем изменить всё к лучшему. И моя практика показывает, что когда ты к миру развёрнут лицом и открыт, в большинстве случаев мир к тебе поворачивается этой же стороной, а не наоборот.
— Как восполняешь затраченную энергию?
— Я стараюсь как можно больше времени проводить в одиночестве — так я аккумулирую внутреннюю энергию. Я очень люблю это состояние, и мне с собой совершенно не скучно.
— Что тебя сейчас больше всего увлекает — в работе или вне работы?
— У нас новая программа «Вишнёвый сад», в которой мне очень комфортно существовать. У нас очень много гастролей, и я действительно жду каждого выступления, чтобы снова и снова окунуться в эту атмосферу. И я очень хочу, чтобы альбом, который мы в ближайшее время будем писать, получился таким же осознанным, атмосферным, со своей драматургией, как и живые выступления.
— Ты когда‑нибудь бываешь в караоке? Какой эффект имеет твоё выступление?
— Недавно как раз была (Смеётся.). Но это исключение скорее. Мой прекрасный друг фотограф Владимир Широков буквально затащил меня в караоке. Он вдруг ни с того ни с сего запел, и ему нужно было поделиться своими творческими экзерсисами. Сначала я слушала Широкова, потом мы стали петь вместе — было очень мило. Напелись так, что я теперь долго не пойду в караоке.
— Если бы ты не пела, чем бы могла заниматься?
— Сложно сказать, потому что я всегда пела. Одно я знаю точно: я искала бы в себе зарытый талант, потому что талант определённо есть в каждом человеке.
4 апреля одному из самых успешных актёров современности Роберту Дауни мл. исполнилось 50. Скоро мы вновь увидим его в продолжении «Мстителей», но мало кто знает, через что пришлось пройти Дауни‑младшему, прежде чем стать Железным человеком.
Новый фильм Скорсезе «Волк с Уолл‑стрит» стартует в прокате на следующей неделе и, возможно, наконец принесёт Леонардо ДиКаприо заветный «Оскар». Вот как создавались визуальные эффекты для киноновинки.
Недавно Forbes опубликовал рейтинг самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. Вслед за ним TVGuide подсчитал доходы телевизионных звёзд. В список вошли сериальные знаменитости, чей гонорар доходит до $1 млн за эпизод.