Долгожданная премьера «Трудно быть Богом» Алексея Германа может не оправдать ожиданий, возложенных на экранизацию поклонниками Стругацких. О причинах — в рецензии на фильм.
Оригинальная книга Аркадия и Бориса Стругацких была построена на контрасте. Вся серость и запущенность средневекового мира Арканара противопоставлялась нескольким белым воронам — просвещённым землянам будущего и нескольким коренным арканарцам, которых можно было пересчитать по пальцам одной руки. Отправляясь на просмотр «Трудно быть Богом», я, ориентируясь на многие фильмы последних лет, думал, что создатели экранизации не смогут в достаточной мере отобразить всю неприятность окружающего мира и получится у них какой‑нибудь стандартный средневековый город с жестокими гонениями в стиле инквизиции. Я был неправ.
Если в вашей голове все ещё жива память о повести братьев Стругацких и вы надеетесь увидеть в фильме знакомых персонажей и свои любимые моменты сюжета, забудьте об этом. Главный герой этого фильма — не Румата. Не земляне будущего, не благородные доны, не арканарцы, и даже не какая‑нибудь подзаборная собака, живущая напротив городского рынка. Главный герой фильма — грязь. Грязь, мерзость и отвращение. С первых кадров фильма в вашей голове поселится здоровое недоумение и непонимание происходящего на экране. Смиритесь с этим чувством. Оно будет с вами следующие три часа.
Главный герой этого фильма — не Румата.
«Трудно быть Богом» представляет собой совершенно непередаваемую подборку абсолютно не связанных друг с другом сцен, где множество странных и страшных людей с ярко выраженными психическими заболеваниями срут, ссут, тонут в совершенно нереальных количествах грязи и испражнений, хватают за задницы и прочие части тела себя и окружающих, режут собак и других людей. Среди этой вакханалии иногда внезапно возникает Румата в исполнении Леонида Ярмольника в кипенно‑белой рубашке и... делает то же самое.
1/4
Сцены из книги с большим трудом можно различить три или четыре раза за фильм. Перед вами нет ни города, ни королевского замка, ни улиц, ни леса с «пьяной берлогой», только практически не меняющаяся панорама однообразных помещений, заваленных объедками, хламом, грязью и трупами животных, где происходит… ничего. Сюжет фильма, в привычном его понимании, отсутствует начисто. Только нудное и планомерное погружение в атмосферу безнадёжного планетарного сумасшедшего дома. Появляющееся в начале фильма отвращение к происходящему через какое‑то время уже отказывается работать из‑за явной перегрузки.
Примерно через час просмотра уже не особо задумываешься о том, что конкретно происходит на экране. В голове остаются только два вопроса, с тупым и равномерным стуком ударяющиеся о черепную коробку: «что происходит?» и «зачем?». И ответить на эти вопросы получится далеко не у каждого.
2 из 10
В большинстве рецензий «Трудно быть Богом» активно позиционируется как «кино не для всех». После просмотра я могу уверенно подтвердить это утверждение только наполовину. «Не для всех» — да. Бесспорно. «Кино» — не уверен.
Такая‑же мутная хрень, как и «Сталкер» Тарковского. Никакого отношения к книге Стругацких не имеет. У Стругацких во всех книгах кроме морального посыла и интересной философии есть мощный сюжет. Потому их книги интересны всем. В отличие от этих киношек. Жуют сопли в бессилии сказать что‑то внятное.
да не парьтесь вы все! пройдет неделя другая и эту муть все забудут,потому что у каждого полным полно своих проблем. морочат голову,мол авторское прочтение.корчат из себя гениев.у книги есть автор и только он имеет право что то менять. а Герман видать из ума выжил что 10лет снимал псевдошедевр.
Фильм «The Philosophers» в российском прокате превратился в «Философов: Урок выживания». Какие уроки удалось извлечь после просмотра — в рецензии портала CN.ru.